16:43, 15 сентября 2015

Искали любовь - нашли коллекторов: сайт знакомств выбивал из клиентов деньги

Искали любовь - нашли проблемы. Генпрокуратуру и Роспотребнадзор просят проверить сайт знакомств eDarling. Пользователи обвиняют ресурс в мошенничестве и вымогательстве. К отстаиванию прав клиентов сервиса подключились депутаты Госдумы и Лига безопасного Интернета. Подробности истории - в материале корреспондента "Вестей ФМ" Александры Писаревой.

"eDarling. Желаем счастья" - слоган на сайте сервиса, в который клиенты уже отказываются верить. Особенно те, кто вместо второй половины нашёл только товарищей по несчастью. Таких, кто, сам не ведая, оказался в должниках - под постоянными преследованием коллекторов.

Ресурс позиционирует себя как солидную службу знакомств. После бесплатной регистрации - на неё я потратила минут 20, проходя тест и выбирая, насколько я сварливая и экономная, - существует возможность получить "премиум аккаунт". Платно. Отдав деньги единожды, потребители и попадались. Деньги с них в дальнейшем снимали автоматически, даже если сервисом они не пользовались, объясняет председатель правления Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов:

"Это немецкая интернет-компания, которая предоставляет услуги интернет-знакомств. И пользователи, которые регистрировались, а затем не пользовались - соответственно, они ничего не должны организации - тем не менее, компания пыталась безакцептно списывать денежные средства. А если на картах пользователях этих денег не было - направляла коллекторов, таких крепких парней, которые пытались выбивать долги из пользователей ресурса".

Изучив пользовательское соглашение, юристы признали: формально всё справедливо. В документе есть пункт об автоматическом продлении существования аккаунта - если не написать в техподдержку за 2 недели до окончания срока его действия. Но даже тут есть вопросы, говорит бывшая посетительница сайта Алиса Белоусова. Она одной из первых заговорила о проблеме, даже собрала в соцсети группу "eDarling. Мы - против". В ней - больше 100 человек. Говорит, при всём желании отказаться от пролонгирования было тяжело:

"Если вы хотите самостоятельно прекратить существование своего аккаунта, вы должны за 2 недели в письменной форме отправить уведомление им, и чтобы они вам подтвердили. Даже если вы в течение 2 недель отправили это письмо, они в отпуске, у них технические неполадки, то есть они делают всё, чтобы вам не ответить. То есть вы не успели за 2 недели - вы должник".

Суммы задолженностей в среднем - 2-3 тысячи рублей. При этом коллекторы писали не только на электронную почту, но и бросали письма в ящики, продолжает Белоусова и удивляется: откуда они брали адрес?

Специалисты подозревают, что тут может идти речь не только о нарушении "Закона о защите прав потребителей", но и об уголовных преступлениях, к примеру, мошенничестве. Не секрет, что пользовательские соглашения, особенно объемные, многие читают "по диагонали". Но это не значит, что указывать в них можно всё что угодно, считает первый зампред думского Комитета по информационной политике Андрей Туманов. Он также написал депутатский запрос в Роспотребнадзор:

"Чаще всего люди не будут заявлять, что они есть на сайте знакомств. Чтобы не смеялись. Но нашлись люди, которые не побоялись. Бояться не надо. Если ваши права затронуты, надо отстаивать, идёт речь о 3 тысячах рублей или о 5 копейках. Если вы вот так проглотите, отдадите эти деньги без спора - завтра с вас снимут ещё. Такие люди, которые никогда не спорят и молча отдают деньги, очень ценны для мошенников. И базы из таких людей продаются за большие деньги".

Хотя, судя по отзывам в Сети, тех, кто решил не бороться за пару тысяч, не так мало:

"Задолженность", с которой в корне не согласна, оплатила. Я и раньше скептически относилась к виртуальным знакомствам, а теперь окончательно убедилась в этом. Сайт eDarling - платный (коммерческий), дорогой и бесполезный!"

Бывшие клиенты интернет-службы знакомств говорят: летом коллекторы притихли. Шутят - может, были в отпуске. А теперь снова активизировались. Проверки Роспотребнадзора и Генпрокуратуры займут время, считает депутат Андрей Туманов. Тем не менее, проблемы у посетителей сайта могут закончиться уже скоро:

"Раз пошла такая шумиха, они сами должны, не доводя до каких-то судебных споров... Потому что всё-таки репутация - превыше даже денег, то есть не будет репутации - не будет дальше фирма развиваться. Все просто будут бояться туда заходить. Поэтому, я думаю, они в скором времени, не дожидаясь каких-то репрессивных мер, сами всё исправят".

Пока же на форумах бывшие клиенты eDarling советуют новым должникам сайта первым делом перевыпустить банковские карты. И не стесняться жаловаться в соответствующие органы.