20:01, 13 октября 2015

Кто виноват в катастрофе "Боинга", голландцы скажут в феврале

В Нидерландах свой доклад о причинах катастрофы сегодня представил Совет по безопасности страны. Эксперты утверждают, малайзийский лайнер разбился в результате детонации боезаряда системы "Бук" слева от кабины самолета. О результатах работы комиссии рассказал европейский корреспондент "Вестей ФМ" Сергея Курохтина.

"Вести ФМ": Судя по содержанию доклада, никакой сенсационной информации представлено не было?

Курохтин: Должен сказать, что журналисты ее и не ожидали. Потому что был предварительный доклад, были также утечки работы комиссии. Поэтому то, что сегодня объявил Тьиббе Йустра, председатель Совета безопасности Нидерландов, сенсацией не стало. Он заявил главное, что содержится в этом докладе: малайзийский "Боинг" был сбит из зенитного ракетного комплекса "Бук". В этом у следователей, которые готовили этот доклад, нет никакого сомнения, то есть они отвергли все остальные версии, что это могла быть, например, ракета "воздух-воздух" или взрыв на борту. "Эти версии", - сказал Тьиббе Йустра, - "нами отвергнуты. Это была ракета ракетного комплекса "Бук".

Второе, что он сообщил в этом докладе, что эта ракета была выпущена из восточных районов Украины, с участка площадью 320 квадратных километров. В этот участок, который обрисовал Тьиббе Йустра, входят как территории, которые в то время контролировались ополченцами Донецкой народной республики, так и территории, которые контролировались в то время подразделениями Украинской национальной армии. Тьиббе Йустра также подчеркнул, что мандат комиссии, которая готовила вот этот доклад, был очень четко определен. Эта комиссия должна была определить только причины катастрофы, не виновников катастрофы, а именно причины - в результате чего был сбит "Боинг", это комиссия определила. Виновников же, или, по крайней мере, указать на тех, кто мог быть виноват, над этим работает другая комиссия, также голландская, ее называют Криминальной комиссией. В отличие от этой комиссии, которую называют Комиссией по авиабезопасности, вот Криминальная комиссия - она представит свой доклад в следующем году, предположительно это произойдет в феврале.

"Вести ФМ": Еще один важный момент - это воздушное пространство. По мнению ряда экспертов, оно должно было быть закрыто в зоне боевых действий. Об этом что-то говорится в докладе?

Курохтин: Да, это как раз вторая, скажем так, большая новость. И здесь, в западных СМИ, сейчас наиболее часто цитируемая, которую сегодня очень четко заявил председатель Совета безопасности Нидерландов, и об этом говорится также в докладе - что воздушное пространство над зоной военных действий должно было быть, безусловно, закрыто, причем закрыто полностью. И, как сказал Тьиббе Йустра, нельзя было не принять во внимание то, что с марта 2014 года до июля, когда произошла эта катастрофа, на этом участке уже были или сбиты, или повреждены, или были те или иные происшествия с 16 самолетами и вертолетами. Причем часть этих происшествий, как заявил Тьиббе Йустра, случилась на большой высоте. Поэтому, безусловно, все это говорит о том, что воздушное пространство должно было быть полностью перекрыто.

Украинские власти, которые и сегодня, кстати, повторили свои заявления о том, что они закрывали пространство, но делали это согласно рекомендациям международных организаций - постепенно, все повышая и повышая поток запрета, естественно, максимально стараясь сохранить пространство для перелетов, для того чтобы не терять доходы от международных перелетов над этой территорией - вот по мнению голландской стороны, безусловно, нужно было не повышать постепенно этот потолок запретов, а запрещать все сразу.

Полностью слушайте в аудиоверсии.