17:57, 02 ноября 2015

Трагический архив: аналогии египетской авиакатастрофы в истории

Владельцы самолета, потерпевшего катастрофу на Синае, считают, что причиной трагедии могло стать механическое воздействие на лайнер. По предварительным данным, судно начало разваливаться в воздухе, еще до столкновения с землей. Некоторые специалисты говорят о так называемой взрывной разгерметизации салона, что в итоге не позволило экипажу принять меры для спасения самолета. Подобные трагедии уже происходили в небе. Печальный архив подняла корреспондент "Вестей FM" Татьяна Григорьянц.

Расследование катастрофы китайского "Боинга 747" над Тайваньским проливом невольно заставляет проводить параллели с трагедией петербургского авиалайнера. 2002 год. Рейс 611 по маршруту Тайбэй - Гонконг вылетел из аэропорта Чан-Кайши в 14:50. Судно набирает высоту 10 600 метров, но у него внезапно отрывается хвостовая часть. Самолёт рассыпается на несколько частей и падает в Тайваньский пролив. Из 206 пассажиров и 19 членов экипажа не выживает никто.

Расследование той катастрофы длилось 3 года. В окончательном отчете Национального авиационного комитета Китая говорится, что причиной трагедии стала трещина в хвостовой части самолета, которую еще в 80-х борт получил при посадке под большим углом. Повреждения дали о себе знать из-за некачественного ремонта.

Похожая история случилась в конце 1988 года возле города Локерби, Шотландия. "Боинг 747" авиакомпании Pan American, летевший из Лондона в Нью-Йорк, также развалился на части прямо в воздухе. В ходе расследования выяснилось, что причиной стал небольшой взрыв в грузовом отсеке самолета. Носовая часть была оторвана от фюзеляжа через несколько секунд после взрыва. Она отлетела назад, сбила третий двигатель и упала на землю. Основная часть самолета еще некоторое время продолжала по инерции двигаться вперед, а после - вошла в пике и тоже ударилась о землю. Произошёл пожар, который уничтожил несколько жилых домов в районе падения. Катастрофа, в общей сложности унесла жизни 270 человек.

Специалисты установили, что на борту взорвалась бомба на основе пластита, замаскированная под транзисторный приемник. В результате взрыва образовалась дыра размером с футбольный мяч, а затем произошла взрывная разгерметизация салона из-за перепада давления. Взрывное устройство в "Боинг" заложил террорист из Ливии, которого поймали и приговорили к пожизненному заключению. Версию террористической атаки "Аэробуса", упавшего над Синаем, мало кто из специалистов считает оправданной, однако со счетов ее пока не снимают.

Меж тем экспертное сообщество продолжает проводить аналогии с другими авиакатастрофами. В частности, вспоминают и трагедию ставропольской авиакомпании под Черкесском в марте 1997, тогда погибли 47 человек. Ан-24, выполнявший полет, тоже внезапно развалился на части на высоте 6000 тысяч метров. Тогда было установлено, что фюзеляж начал разваливаться в районе туалетной кабины. Именно в этом месте, как обнаружили позже, была коррозия, которая могла начаться еще во время использования воздушного судна в Африке. Трагедия случилась из-за того, что коррозия появилась в подпольной части фюзеляжа, а техперсонал ее вовремя не заметил. Самолет разрушился, когда во время набора высоты сильно увеличилась нагрузка на конструкцию корпуса. Обломки разбросало на участке больше 10 километров. Похожую картину сейчас наблюдает египетско-российская группа специалистов на Синайском полуострове.

Трагедия с петербургским самолетом в Египте напомнила экспертам и о случае на Украине в 2006. Тогда Ту-154 попал в грозовой фронт. Экипаж решил увести судно выше, а не обходить опасную зону стороной. Но на такой высоте работа двигателей была ограничена, в итоге пилоты вышли на критический угол атаки при малой скорости и свалились в так называемый плоский штопор. Самолет потерял управление и рухнул вниз, унеся жизни 170 человек.

Тем временем появляются первые сообщения от судмедэкспертов, изучающих останки погибших в "Аэробусе" над Египтом. Они успели провести экспертизу более 100 тел и сделали предварительный вывод, что причиной смерти большинства людей стали ожоги, точеные тупые травмы, а также разрывы внутренних органов. Для точной постановки посмертного диагноза и времени смерти экспертам в общей сложности понадобится 15 экспертиз каждого погибшего.