Российский бомбардировщик был сбит на севере Латакии. Экипаж успел катапультироваться, но позднее стало известно о гибели одного из летчиков. Турецкие власти изначально взяли на себя ответственность за атаку, пояснив, что якобы Су-24 нарушил границы страны. Однако в Минобороны РФ почти сразу заявили, что самолет находился в воздушном пространстве Сирии. Нападение уже названо Владимиром Путиным "ударом в спину и пособничеством терроризму". Подробности - в материале спецкора "Вестей FM" Николая Осипова.

Бомбардировщик, охваченный пламенем, стремительно падает к земле. Видеозапись начинается уже после попадания в него ракеты и катапультирования экипажа. Несколько секунд - и Су-24 скрывается за холмами. Первыми о сбитом самолете сообщили турецкие источники. Довольно быстро была озвучена версия о том, что Су-24 якобы нарушил границу Турции и был атакован турецкими истребителями. В Кремле призвали не делать поспешных выводов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что на тот момент еще ни у кого не было полной картины событий. Но достоверно известно лишь то, что бомбардировщик не нарушал границ и находился над территорией Сирии. Ракета попала в бомбардировщик в километре от границы, сам он упал в 4 километрах от территории Турции.

Первоначально были версии, что Су-24 сбили с земли, но потом стало понятно - атаковали с воздуха. И это не просто локальный инцидент - без ведома руководства страны подобное не могло произойти, рассуждает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов:

"Если это действительно были турецкие F-16, то приказ они могли получить только с санкции даже не военного командования, а это уже было политическое решение. Естественно, приказ шел уже непосредственно из Анкары".

Многие эксперты расценивают ситуацию как провокацию портив России. Причем вызывает удивление поведение Турции - Анкара будто сознательно шла к этому конфликту. Все началось с заявлений о нарушении границ, которые прозвучали еще несколько дней назад. А закончилось атакой на бомбардировщик и мгновенным обращением к НАТО за поддержкой. Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров напоминает, что провокации стоило ожидать именно на этом участке фронта:

"Это 98 километров сирийско-турецкой границы, которая, собственно, и обеспечивает переход различным террористическим группировкам с территории Турции в Сирию. Этот переход контролируется "Исламским государством". И было очевидно, что рано или поздно его надо брать под контроль. В связи с этим Турция и придумала эту буферную зону под предлогом якобы защиты местного населения - туркоманов, туркменов. Турция обвинила Россию якобы в том, что наша авиация бомбила их поселения. И также на основании этого обратилась в Совет безопасности ООН. То есть на нас оказывалось и военное, и дипломатическое давление. И было лишь вопросом времени, когда это произойдет. Вот, собственно, и произошло".

Экипаж Су-24 катапультировался из подбитой машины, но спустя примерно час появились сведения о гибели одного из летчиков. Минобороны официально это пока не подтверждает. Развернута спасательная операция. В район крушения направили вертолеты, средства прикрытия. Вскоре появилось видео, якобы сделанное на месте крушения: на записи группа вооруженных людей обыскивает тело мужчины, одетого в военную форму. Кадры сбивчивы, почти не различить деталей. Достоверно о судьбе обоих летчиков пока ничего не известна, но нельзя исключать, что в зоне крушения находятся враждебно настроенные группировки. Северные территории Сирии, граничащие с Турцией, крайне неспокойны, там кочуют банды боевиков, а многие местные жители задействованы в контрабанде людей, оружия и нефти через турецкую границу.

Еще одним доказательством служит другая видеозапись, опубликованная в Интернете. Съемка с другой точки: человек за кадром наблюдает падение самолета и радуется. Кричит, что сбит российский самолет. По всей видимости, автор видео состоит в экстремистской группировке. Правда, вряд ли можно утверждать, что он как-то связан с атакой на Су-24. Расстояние до цели слишком большое, на кадрах очертания самолета еле различимы.

Северные районы Сирии населяют племена, активно сотрудничающие с боевиками. Именно их пытается выжать за пределы границы сирийская армия, чтобы подорвать снабжение экстремистов. И именно эти группировки, выступающие против Асада, на Западе часто называют "умеренной оппозицией". Хотя от остальных радикалов они ничем особо не отличаются. Просто у них больше возможностей - они могут в нужное время уходить через границу в Турцию, чтобы там, прикрываясь тем, что это натовская территория, продолжать свою деятельность. Анкара, в свою очередь, использует эти группировки в своих интересах, рассказывает директор Института Востоковедения РАН Виталий Наумкин:

"Сейчас идет операция в этом районе, которая затрагивает интересы одного из крупных подразделений, ведущих борьбу против Асада, против сирийской армии. И в этом подразделении большинство составляют так называемые туркоманы. Туркоманы - это фактически те же турки, только живут на территории Сирии. Их так называют. Естественно, сирийские турки пользуются поддержкой Турции, она считает их соотечественниками. Более того, есть основания предполагать, что они очень активно используются Турцией в сдерживании, если так мягко можно сказать, сирийских курдов, которые рассматриваются Турцией как террористы.

НАТО выступило с заявлением по поводу сбитого самолета, но альянс ограничился кратким комментарием о том, что там следят за ситуацией и поддерживают контакты с турецкими властями. Совет НАТО продолжает консультации. Представители ЕС тоже не стали торопиться и лишь отметили, что проясняют детали. Но, к примеру, в Лондоне признали, что инцидент - очень серьезный. Ведь если Турция так открыто берет на себя ответственность за атаку на российский самолет, в каком-то смысле Анкара выступает на стороне экстремистов, против которых Россия ведет военную операцию в Сирии.