18:01, 26 ноября 2015

Спасти штурмана Мурахтина: подробности спецоперации в Сирии

Фронтовой бомбардировщик Су-24 из состава российской авиагруппы в Сирии был сбит турецкими истребителями над сирийской территорией. Машина упала на севере Сирии, около сирийско-турецкой границы. Турецкие военные утверждают, что самолет вторгся в воздушное пространство Турции и не реагировал на неоднократные предупреждения. Минобороны России сообщило, что бомбардировщик находился в воздушном пространстве Сирии. Позднее стали известны подробности операции по спасению штурмана сбитого самолёта. С подробностями - корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Уже спустя 15 минут после получения информации о крушении Су-24 на спасение его экипажа вылетела поисковая команда. Судя по сигналам аварийного радиомаяка, это был квадрат между вершинами Дурин и Туркман, что рядом с сирийско-турецкой границей. Там сейчас идут активные боевые действия. К месту крушения были отправлены 3 вертолета. При подлете к месту катастрофы их встретил огонь боевиков. И поскольку вертушки шли практически "по земле", а исламисты сидели на возвышенностях, то стреляли сверху вниз, причем со всех направлений. Одна машина была подбита и совершила вынужденную посадку. Члены экипажа и спасательная группа, всего 12 человек, сумели покинуть вертолет и сразу же вступили в бой. Их поддержали спецназовцы, десантировавшиеся с других вертолетов, а также сирийские военные, рассказал советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий:

"Вы знаете, что во время этой операции погиб морпех. От шальной пули. Ну, это война. Шла специальная группа, очень хорошо подготовленная, заряженная и с хорошим оборудованием. Вот точно такая же шла со стороны турецкой границы. И это были отнюдь не моджахеды или феллахи на гужевой тяге и с китайскими старыми АК. Это были серьезные люди. Наши их опередили, спасибо и нашим сирийским товарищам в том числе, и штурман был спасен".

Задачей российской поисковой группы было пробиться к штурману Мурахтину, который сумел укрыться от боевиков. Он, кстати, действовал четко и грамотно - постоянно перемещался и маскировался, тем самым вводя преследователей в заблуждение. С наступлением темноты лётчик вышел на связь по аварийной радиостанции, дал знать, что он жив, и обозначил своего местоположение. Интересно, что почти тут же в район, где скрывался пилот, из ближайшего посёлка направилась колонна боевиков, начался активный радиообмен, что свидетельствует о том, что турецкие средства перехвата тут же передали информацию о местонахождении лётчика боевикам. Блогеры провели расследование, проанализировав публикации в СМИ, фотографии, и выяснили, что некий Альпаслан Челик, который участвовал в расстреле российского пилота, совсем не туркмен, за кого он себя выдавал, а в реальности - турок, сын бывшего мэра города Кебан, что в провинции Элязыг, член крайне правой турецкой националистической партии, вернее, её молодежного крыла, которая имеет название "Серые волки", рассказал интернет-деятель Филипп Гросс-Днепров:

"Нашел очень интересные вещи. Вот, к примеру, все вот эти боевики, у них на первом, втором или третьем месте, кого они фолловят, это человек по имени Девлет Бахчели. Это турецкий крайне правый националистический политик, глава крайне правой националистической партии. У него более двух миллионов фолловеров. И все эти вот боевики фолловят именно его. Мне кажется, что здесь есть некая связь, что существует такое националистическое движение в Турции, которое именно завязано с ИГ, и вот как раз вся эта вот цепочка как-то открывается. Её можно проследить через Сеть. Именно вот этот человек является связующим звеном всех боевиков".

В любом случае наша группа захвата эту международную банду преследователей опередила. Константин Мурахтин был спасен и доставлен на военную авиабазу около четырех утра. Позже он дал интервью журналистам, в котором заявил, что бомбардировщик был сбит турецкими ВВС в воздушном пространстве Сирии и без предварительных предупреждений:

"Нет, это исключено. Даже на одну секунду. Тем более что мы летели на высоте более 6000 метров, погода была ясная. Весь наш полет до момента взрыва ракеты полностью мною контролировался. Я прекрасно видел и по карте, и на местности, где границы и где находимся мы. Даже угрозы выхода в Турцию не было. На самом деле никаких предупреждений не было, ни по радиообмену, ни визуально. Вообще не было контактов".

Между тем турецкие власти заявили, что они 10 раз предупреждали российский экипаж о приближении к границе. А турецкий телеканал даже распространил сюжет с аудиозаписью предупреждений для сбитого Су-24:

"Это турецкие ВВС. Вы приближаетесь к турецкому воздушному пространству, немедленно смените курс на юг".

Предположительно, на записи слышен голос диспетчера командного центра ВВС Турции в городе Диярбакыр. Но важно, что речь идет именно о приближении к границе, а не о ее пересечении. А ведь диспетчер обязан был сказать об этом хотя бы за мгновения до атаки F-16. А это значит, что даже если поверить турецким властям об их предупреждениях, то на территорию Турции Су-24 не залетал, а все манёвры проводил возле границы, не пересекая её, отметил Андрей Ильницкий:

"Самолет этот, F-16, находился в воздухе почти час. И это было не первый раз и не первый день, подло выжидал. А ведь маршрут на военную базу, где базируются наши самолеты (ну, так сложилось, там другого коридора нет), пролегает пролёт вдоль границы, но на расстоянии порядка 10 километров. Это каждый день так происходит, десятки самолетов так летают. И то, что это было сделано, так подло, так расчетливо, это не чем иным, как ударом в спину, не назовешь".

По некоторым данным, ВВС Турции долго и упорно готовились к удару по российским самолетам. Турецкие F-16 регулярно устраивали засады в надежде на нарушение нашими пилотами воздушного пространства страны. Несколько раз турецкое командование выводило ближайшую к границе пару на рубеж атаки, но на подлете к нему возвращало назад, объясняя эти действия сопровождением иностранных самолетов. Нервы у так и не дождавшихся ошибки наших пилотов турецких летчиков не выдержали, и 23 ноября они начали перехват российского бомбардировщика еще до приближения его к границе. Когда же он летел вдоль неё, но не заходя за неё, начал выполнять вираж для выхода на цель, турецкие F-16 и произвели выстрел тепловой ракеты.

r