17:30, 17 декабря 2015

Автошколы предложили смягчить наказание для пьяных водителей

Лишенные прав за пьяную езду водители могут сесть за руль вновь уже через полгода, если пройдут курс реабилитации, выступят с лекцией о вреде пьянства и найдут поручителя. Обращение к председателю Госдумы направила "Гильдия автошкол" и предложила внести соответствующие поправки в КоАП. Естественно, вернут водительские удостоверения только тем автомобилистам, у которых права отобрали впервые. Сейчас, напомним, водителям, которых поймали нетрезвыми за рулем, грозит лишение прав на срок от полутора до 2 лет и штраф в размере 30 тысяч рублей. За повторное правонарушение может последовать уже и тюрьма. Станет ли меньше "пьяных аварий", если смягчить наказание? Разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Постоянное ужесточение наказания за пьяную езду не срабатывает. Число аварий с нетрезвыми водителями всё равно постоянно растет. Поэтому "Гильдия автошкол" решила зайти с другой стороны и добавить к кнуту еще и пряник - дать шанс досрочного возврата прав впервые наказанным автомобилистам. Свою позицию председатель правления "Гильдии автошкол" Сергей Лобарев объяснил так:

"Лицам, которые скрылись с места тяжких ДТП, им дают 2, 3, 4 года тюрьмы, но они имеют право на условно-досрочное освобождение. Убийцы, граждане, которые украли десятки миллиардов, имеют право на УДО. Все имеют право на УДО, кроме водителей, которые по формальным признакам впервые лишены водительского удостоверения. И люди на несколько лет оторваны от профессии".

У нас в принципе слишком жестко наказывают за первый случай "нетрезвой езды", считают в "Гильдии автошкол". Почти нигде в развитых странах такой суровой практики нет. Так, в США водитель, впервые пойманный в пьяном виде (не ставший причиной аварии), отделается штрафом в 300 долларов и лишением прав на полгода. В Германии санкции еще мягче, отмечает Сергей Лобарев:

"В Германии лишают за первый случай управления автомашиной в нетрезвом состоянии на месяц, дают возможность осознать. А у нас - на несколько лет: это слишком жесткая мера. Тем более для тех людей, которые впервые были задержаны за управление автомашиной в нетрезвом состоянии и не совершали ДТП".

Досрочно возвращать права предлагается, конечно, не автоматически. Это надо заслужить посещением реабилитационных курсов, например, в обществе анонимных алкоголиков. Кроме того, необходимо поручительство друзей или родственников. Ну и плюс - общественная работа, то есть выступать с лекциями и делиться своим печальным опытом в автошколах и на автотранспортных предприятиях. Надо сказать, что-то похожее на УДО для лишенных водительских прав существовало еще в советское время, напоминает автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто:

"В советское время можно было вернуть права по истечении половины срока. Но в нынешних условиях это не пройдет. Потому что государство выбрало политику бескомпромиссной борьбы с пьянством за рулем. У нас всё время наказание за пьянство ужесточается и будет еще ужесточаться. И ни на какие смягчения или УДО никогда не согласится Дума. Вот просто к бабке не ходи".

В общем-то, комментарии депутатов подтверждают тезисы автоэксперта. В лучшем случае в Госдуме считают предложение "Гильдии автошкол" очень дискуссионным, и к подобным смягчительным мерам надо подходить аккуратно. А, например, член Комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов категорически против:

"Я считаю, что никакого досрочного возвращения прав за пьянку не должно быть - настолько серьезное это правонарушение, я сказал бы, даже преступление. Поэтому пусть радуются те, кто отделался, так скажем, не уголовной ответственностью. Поэтому я категорически против таких вот поблажек".

К теме пьянства за рулем российские власти обращаются регулярно. И не всегда в сторону ужесточения. Так, на днях Верховный суд России дал важное разъяснение - наказывать пьяных водителей можно, только если они ехали в автомобиле. Если же он стоял на месте или ремонтировался, то таких автомобилистов лишать прав нельзя.

r