тема: Налоги
17:38, 08 февраля 2016

Экзотические акцизы: зачем их вводят и чем это заканчивается

Россия готовится пополнить список экзотических акцизов. К налогам на пальмовое масло и вредную еду могут добавиться сборы на автомобильные шины. Такую идею активно обсуждают в деловых СМИ. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что решения по данному вопросу еще нет. А вот информация про акцизы на продукты ранее подтвердилась. Эксперты отмечают, что Россия может стать одной из первых стран, где действуют налоги на нездоровую еду. Впрочем, в мире можно найти и более странные акцизы. Например, на автомобильные кондиционеры, ядерное топливо, проституцию и даже на тяжелые наркотики. Зачем вводят такие налоги и чем это заканчивается, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

Родиной акцизов считают Голландию, но в полной мере этот вид налога реализовали британцы. В отдельные периоды истории у них появлялись такие странные явления, как акциз на количество окон в доме. Логика властей была примерно следующей: тот, кто может себе позволить много окон, неплохо зарабатывает и, вероятно, скрывает доходы. Говорят, пока действовал этот акциз, горожане просто замуровывали окна. Похожая история - с акцизом на газеты: чтобы не переплачивать, небогатые англичане приноровились брать их в аренду на час-другой. В современном мире основными стали акцизы на табак, алкоголь и нефтепродукты (их облагают почти везде), но есть и менее привычные - например, на мусор, игровые автоматы и лотерейные билеты. Налог на пальмовое масло, изобретенный в России, идеально ложится в эту концепцию. Известно, что молочный фальсификат обычно дешевле натурального молока. А благодаря акцизу они сравняются в цене, что пойдет на пользу потребителю, рассуждает гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина:

"С одной стороны, подорожают продукты, в отношении которых будут применяться акцизы, а с другой стороны, его введение, особенно на молочные продукты (я бы сделала акцент на них), снизит резко ценовую конкурентоспособность относительно молочных продуктов из натурального сырья. Я думаю, после этого вырастет спрос на натуральные продукты".

Список продуктов питания, которые когда-либо облагались акцизами, не очень велик. В стародавние времена в некоторых странах власти вводили сборы на соль и перец. Но на тот момент это была разновидность налога на роскошь. В сегодняшний Германии сохранился отголосок тех дней - до сих пор существует акциз на кофе. Причем на растворимый он - вдвое выше, чем на молотый. Западные политики в последнее время очень много говорят о налогах на фаст-фуд и сахар. Но лишь в одной стране его ввели реально - 5 лет назад в Дании. Эксперимент был признан неудавшимся, поскольку считать налог было сложно, а потребление вредной пищи за год в этой стране так и не изменилось. Чуть лучше вышел эксперимент с акцизом на газировку. Он действует в Норвегии, Мексике и в одном из районов Калифорнии. Но отзывы о нем среди экспертов неоднозначные. Цены на газировку практически не поменялись, потребление напитков - тоже не изменилось. В плане налоговых сборов изменений также нет, говорит директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк:

"Как ни крути, люди пьют газировки поменьше, чем добывают нефти. Налоги такие на Западе существуют, они рассчитываются, как правило, по бутылке. Но если говорить честно, то, безусловно, это прибавка к бюджету, какие-то деньги, но в бюджете сумма этих акцизов не будет видна. Она вряд ли займет больше одной сотой в бюджете".

Есть брать самые редкие акцизы, то реально эффективными можно считать налог на запрещенные наркотики. Во многих штатах он существует с одной единственной целью - чтобы было за что сажать представителей наркобизнеса. Как правило, доказать в суде причастность боссов мафии к производству и сбыту зелья очень сложно, а вот неуплату налогов - гораздо легче.

Впрочем, есть примеры и другого рода - акциз на легальную проституцию. В Канаде его взимают с каждого борделя. Там же существует еще один экзотический акциз - на автомобильные кондиционеры. Предполагается, что они вредны для экологии. Кстати, по той же причине в Германии и Британии потребители электричества вынуждены доплачивать, если получают энергию с атомной станции.

Ну а по количеству акцизов всех опережает Индия - там облагаются почти все товары местного производства подакцизные, в том числе и автомобильные шины.