16:38, 11 апреля 2016

Новый регламент сдачи экзаменов на права: в чём суть

Участники рынка автообразовательных услуг опасаются, что большинство отечественных мотошкол окажутся под угрозой закрытия. Дело в том, что новый административный регламент подразумевает огромные тренировочные мотоплощадки, которых в России практически ни у кого нет. Что касается экзаменов на категории B и C, то по ним у Гильдии автошкол тоже много вопросов. Так, существенно усложнены фигуры, которые должны выполнять курсанты на площадке. Многим окажется это не по силам. С другой стороны, обучение должно соответствовать современным реалиям, отвечают своим оппонентам сторонники экзаменационных новшеств. В чем их суть, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

В новом регламенте - десятки нововведений. Так, наконец-то регламентированы сроки: от подачи документов на экзамены до получения водительского удостоверения должно пройти не более 30 дней. Сейчас этот процесс может длиться месяцами. Далее. Каждая ошибка на теоретическом экзамене влечет за собой 5 новых вопросов. 2 ошибки - 10. Изменения коснутся и процесса обучения вождению на площадке. Если говорить кратко, он станет сложнее: змейка - изощреннее, "гараж" - уже. В ранних редакциях регламента даже предполагалось, что экзаменуемый находится в автомобиле один, инструктор и инспектор стоят на площадке и только наблюдают. Многих специалистов это напугало. А вдруг курсант разобьет машину? Нажать на тормоз-то будет некому. Впрочем, позже это положение из документа убрали, поясняет президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылёва:

"Вопрос будет решаться следующим образом. Если это машина автошколы, то там будет инструктор, собственник транспортного средства. Потому что есть страховка и так далее, вот эти все вопросы безопасности. Если эта машина государственная, машина ГИБДД, то там будет инспектор. Проект был доработан, мы высказывались, много заседаний было. Эту норму убрали".

А вот что касается экзамена по вождению на улице, то принципиальных изменений нет, что, по мнению экспертов, и является основной проблемой. Самые серьёзные ДТП происходят на трассах, а умению ездить по ним предполагается уделять слишком мало времени, сетует председатель правления Гильдии автошкол Сергей Лобарев:

"Административный регламент, будем говорить прямо, направлен в основном на водителя виртуального. На площадке сейчас 3 упражнения, будет 6 по категории B. 56 часов на всё. И все эти дополнения необходимо брать, безусловно, за счет вождения в реальных дорожных условиях".

На Западе экзамены на площадке сведены к минимуму. Основное обучение ведётся там, где реально опасно и где придется ездить, то есть на улицах, на трассах, в переулках и так далее. А у нас, получается, что основное, чему учат курсантов, - это не поцарапаться где-нибудь на парковке, продолжает Сергей Лобарев:

"Гибнут ли люди при парковке где-нибудь у магазина? Или около дома? Ну, царапины могут быть. В основном-то не умеют управлять именно на скорости, создавать безаварийные пространства вокруг автомобилей, не умеют дистанцию соблюдать, выбирать скорость. Вот этот элемент для нас сложный. Так что мы считаем, что вот этот административный регламент - это два шага назад".

С другой стороны, у опытных водителей и так вызывает раздражение еле передвигающийся по дороге автомобиль со знаком "У". А если таковых станет раза в два больше (их обучение вынесут ведь в основном на улицы), то как минимум замедление трафика и заторы будут обеспечены. И, кстати, что касается "безобидных" царапин, то именно из-за них основные пробки. Так что ездить медленно и осторожно тоже надо учиться. Тут, возможно, стоило бы в принципе изменить баланс между теорией и практикой, полагает председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков:

"Необходимо людям давать меньше теории, больше практики. То есть, безусловно, теоретические знания им нужны, потому что это основа. Но в то же время они должны быть подготовлены к различным ситуациям, с которыми они столкнутся на дорогах".

Основные вопросы у экспертов вызывают будущие экзамены в мотошколах. Так, новый регламент требует увеличения учебной мотоплощадки до 80 метров. Если еще с местом для манёвра, то получится все 100. А все из-за того, что усложнится сам экзамен - будет введено скоростное маневрирование, а для него, понятно, надо больше места. Впрочем, некие компромиссы по размеру площадки регламент допускает. Но в любом случае такие нововведения давно назрели, уверен мотоэксперт, опытный байкер Дмитрий Юдин:

"Потому что нынешняя площадка на реальное вождение не похожа никак. То, что вот сейчас сдают, я сам когда-то сдавал, и за это время - 30 лет - ничего не изменилось. Как был набор упражнений, так он и остался. А мотоциклы все уже другие, всё другое. Техника уже другая".

Ответы на некоторые вопросы попытается дать Общественная палата, где во вторник пройдет дискуссия. Ну а сам административный регламент по автомобильным экзаменам вступит в силу с 1 сентября.