18:59, 29 апреля 2016

Возраст поднимут, льготы отменят: суть новой пенсионной реформы

В правительстве отрицают разработку пенсионной реформы. Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что новых концепций не существует, она попросила Минфин выступить с опровержением. Но представитель ведомства публично отказался от комментариев. По словам замглавы Минфина Ильи Трунина, руководство запретило комментировать этот вопрос. Ранее в прессе появились детали сразу трех новых пенсионных программ - не только от Минфина, но и ряда других ведомств. Источники деловых изданий сообщили, что на основе этих проектов будет составлен макет некой новой социальной системы, которая охватит всех граждан без исключения. Что говорят в кулуарах о пенсиях, разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

"Возраст поднимут, льготы отменят" - вот примерная суть широко обсуждаемой новой пенсионной реформы. 3 разных проекта от трех ключевых ведомств - Минтруда, Минфина и Минэкономразвития - оказались на удивление схожими. Правительственные экономисты во главу угла поставили повышение пенсионного возраста (ориентировочно - до 65 лет). План действий от Минтруда оказался даже жестче, чем у коллег из других ведомств: повысить общий минимальный стаж с нынешних 7 лет до 30. А для представителей "досрочных профессий", в первую очередь учителей и медиков, - до 40. Несложно подсчитать, что в этом случае женщина-врач, окончившая вуз в 25 лет, с перерывом на пару декретов закончит свою карьеру только к 70 годам. Бюджетникам набрать такой стаж еще реально, говорит доцент НИУ ВШЭ Павел Кудюкин, но вот что будут делать работники частного сектора - непонятно:

"В России порядка 20 миллионов человек работают, не имея официального оформления, то есть у них стаж не учитывается, и это просто выбьет людей из нормальной пенсионной системы. Вводить такое задним числом - крайне несправедливо".

По версии всех трех ведомств досрочные пенсии будут отменены либо реформированы. Например, людям, работающим на вредных производствах, позволят уходить досрочно, но с оговорками. Предложения Минфина сводятся к тому, чтобы шахтеры не могли получать и зарплату, и пенсию одновременно. А Министерство труда дополнило эту идею: необходимо поднять взносы за вредность профессии почти в 2 раза. По мнению экспертов, все это приведет к снижению текущих зарплат в добывающих отраслях и затормозит их рост в будущем. Еще один пункт, который имеет шанс войти в финальный проект реформы, - вопрос о работающих пенсионерах. Минфин, Минтруда и Минэкономики сошлись на том, что их нужно как-то ограничить в правах, например, лишать всей пенсии или ее части. Правда, все они подчеркивают, что мера коснется только людей с высокими заработками. В такой формулировке эта идея близка к зарубежной практике, размышляет Павел Кудюкин:

"Очень по-разному в зарубежных странах. Как правило, считается неправильным сочетать пенсию и доход от труда. Но в этих странах не столь позорно низкие доходы - и у тех, кто работает, и у пенсионеров. У нас ведь проблема в том, что крайне недооценен труд, а, соответственно, пенсии тоже низкие. Поэтому для работающих пенсионеров единственный способ свести концы с концами - сочетать 2 вида дохода".

Накопительная пенсия поделила правительство на 2 лагеря, но совсем не так, как это случалось раньше. Министерство финансов, вопреки обыкновению, примкнуло к Министерству труда. Оба предлагают сделать накопления добровольными, а все 22% пенсионного взноса отправлять в виде баллов в солидарную часть. Минэкономики традиционно встало на защиту денежной части пенсии, но пошло на уступки коллегам в том, что касается дополнительных взносов. В итоге все 3 министерства взяли курс на то, чтобы изымать из заработной платы определенный процент на старость сверх того, что государство удерживает сейчас. Расходятся они только в том, будет этот механизм обязательным или псевдообязательным. В правительстве ссылаются за заграничный опыт: ни в одной стране мира население не копит на пенсию добровольно. Если предоставить гражданам право выбора, то молодежь, как правило, не откладывает на старость вообще, а когда приходит срок, люди все равно идут за пособиями, что бьет по бюджету и по экономике. Чтобы избежать такого сценария, наши власти пытаются создать удобный, но все же принудительный механизм накопления, говорит гендиректор компании "Финам Менеджмент" Андрей Шульга:

"Надо еще учитывать менталитет людей, живущих в нашей стране. Все, что предусматривает какое-то самостоятельное участие в каких-либо процессах, оно вряд ли будет активно восприниматься, если вообще будет. За многие годы распределительной системы и нынешней накопительной все равно инвестиционные решения за будущих пенсионеров принимало либо государство, либо частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды".

Все, кого не коснутся упомянутые предложения, то есть обычные пенсионеры, не имеющие подработок, могут быть затронуты реформами только частично. Так, Минфин и Минэкономики продвигают идею о снижении индексации. Одно ведомство хочет просто урезать пенсионную прибавку в следующем году, другое подготовило целый механизм по снижению выплат. Размер пенсии могут привязать не только к инфляции, но и к другим переменным параметрам: к доходам Пенсионного фонда и даже к демографии. Из этого следует, что дальнейший рост пенсий - под вопросом: доходы ПФР - почти вдвое меньше, чем его расходы, при этом нация медленно стареет, уменьшая количество плательщиков. Впрочем, по опыту предыдущих реформ можно предположить, что такие нововведения будут заблокированы социальным блоком правительства.