тема: ЖКХ
23:26, 06 мая 2016

Новые платёжки ЖКУ: как не отдать деньги мошенникам

Со следующего месяца у всех жителей Москвы изменятся реквизиты в квитанциях на оплату ЖКХ. Принимать деньги и перечислять их предприятиям теперь будет банк ВТБ. В столичных справочных, а также в самом банке уверяют, что для граждан ничего принципиально не поменяется - платежи будут перенаправляться на новые реквизиты автоматически или просто блокироваться. Но эксперты предупреждают, что неразбериха может привлечь мошенников. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов - подробнее.

Много лет коммунальные счета в столице обслуживал "Банк Москвы". По окончании майских праздников он будет полностью присоединен к группе ВТБ, что приведет к смене реквизитов в платежках. Неизменными останутся личный код плательщика и счет для зачисления денег (в каждом районе города он свой). Но банк-адресат со всеми своими метками - БИК, ИНН и корреспондентский счет - поменяется. В названии будет значиться: "Филиал "Центральный" банка ВТБ (ПАО)".

Как нам разъяснили в пресс-службе финорганизации, первое время клиенты смогут платить и по старым реквизитам - деньги просто перенаправят на счета ВТБ. Но действовать этот переходный период будет всего полгода. Затем такие платежи просто перестанут принимать. То есть реквизиты придется все-таки обновить. Это касается в основном тех плательщиков, которые вносят деньги за коммуналку в интернет-банке по шаблону, созданному самостоятельно. Тем же, кто платит традиционным способом (лично в отделении по квитанции), по коду плательщика в терминале, банкомате или с помощью услуги автосписания с карты, об этом можно не беспокоиться. В крайнем случае (если данные в банковских базах не обновятся) платеж по старым реквизитам не пройдет или деньги вернутся обратно на карту, говорит начальник аналитического управления "БКФ-банка" Максим Осадчий:

"Они просто вернутся, если сам банк не отследит, что реквизиты - несуществующие. Но мне представляется, что вероятность такого сценария, например, в случае с интернет-банком, просто равна нулю. Такого просто быть не может. Там же автоматически это делается, и вы не сможете отправить платежку по несуществующим реквизитам".

Более опасный вариант - ошибиться в реквизитах конечного получателя. Перепутать банк-адресат система не позволит, но вот принять не тот номер расчетного счета она вполне может. В Москве уже известны случаи, когда в почтовые ящики жильцам забрасывали фальшивые квитанции. Поэтому тем, кто платит по старинке, перед походом в банк стоит все-таки сверить цифры из бумажной платежки с теми, которые размещены на сайте "Банка Москвы" (его интернет-адрес не поменялся, и там есть отдельный раздел о присоединении к ВТБ с подробными разъяснениями). Также можно проверить новые реквизиты у своей управляющей компании, в МФЦ или справочной мэрии. В случае, если деньги уже отправлены на фальшивый счет (или если клиент сам ошибся при наборе), вернуть их будет сложнее. Вариант первый: они ушли "в никуда", и их переводят на специальных счет для потерянных платежей. Такие можно вернуть по заявлению. Вариант второй: конечный счет реально существует, например, создан мошенниками. В этом случае банк обычно слагает с себя все полномочия по возврату. Искать получателя денег придется самому, делается это через суд (банк не назовет ни имен, ни фамилий, ни названий фирмы). Но первым делом все-таки нужно сходить в банк, через который прошел платеж, говорит обозреватель портала banki.ru Анна Брыткова:

"Такие вопросы решают в индивидуальном порядке, то есть это зависит от банка, насколько он мобилен, гибок, быстро ли и оперативно ли способен решать эти вопросы. Если вы зачислили перевод не на тот банковский счет или не на тот реквизит, то, соответственно, вы должны обратиться в то отделение банка, в котором вы обслуживаетесь и где у вас открыт счет, написать заявление, следуя тем рекомендациям, которые вам дает сотрудник банка".

Остановить ошибочный платеж сложно, но можно. Если вы обнаружили, что деньги ушли не на тот счет и подозреваете мошенничество, то у вас есть не более 5 дней. Деньги уходят из банка-отправителя только по рабочим дням, в период с 10 утра до 10 вечера. Затем их обрабатывает Центробанк, и тем же рабочим днем они поступают в банк-получатель. Далее все зависит от этого самого получателя. Если он распределяет деньги по счетам клиентов несколько дней (бывает, что до 5 суток), то есть время, чтобы отозвать платеж. Если же банк работает быстро (иногда у него уходит всего несколько минут), то писать претензию придется уже с прицелом на разбирательство в суде. По общим правилам банк попросит получателя вернуть деньги добровольно, но если это не возымеет действия, то он ничем помочь вам не сможет.