тема: Канны-2016
14:46, 16 мая 2016

Канны сдались на милость "Тони Эрдманна"

В Каннах продолжается 69-й международный кинофестиваль. В выходные вне конкурса показали фильм Стивена Спилберга "Большой и добрый великан", встреченный овациями. Между тем, лидером симпатий критиков неожиданно стал немецкий фильм "Тони Эрдманн" - во всех рейтингах он вырвался вперед, став главным претендентом на призы. Подробности - кинообозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина.

Охотникам на знаменитостей в этом году есть, чем поживиться в Каннах: сам я буквально вчера столкнулся нос к носу с Джулианной Мур на набережной, коллега рассказала, как встретилась таким же образом со Сьюзан Сарандон, а французы патриотически приветствовали на премьере слабейшей конкурсной мелодрамы "Каменная болезнь" красавцев Марион Котийар и Луи Гарреля, перед тем же радовались дуэту Валерии Бруни Тедески и Жюльетт Бинош на красной дорожке абсурдистской комедии Бруно Дюмона "В тихом омуте".

Однако Канны, где традиционно доминируют звезды французские и американские, неожиданно сдались на милость немецкой картины. Или не неожиданно? Фильм-то превосходный. Называется "Тони Эрдманн", и даже жанр так сразу не определить: то ли комедия, то ли драма. Сегодня у этой картины самый высокий рейтинг по версиям и французского киножурнала Le Film français и британского Screen International: без наград она домой не уедет наверняка.

"Тони Эрдман" - картина совершенно нетипичная, это в ней прежде всего и привлекает. Там нет знаменитостей, она далека и от чистого жанра, и от радикального экспериментального кино. Режиссер Марен Аде, во-первых, немка, а кино из Германии очень редко участвует в Каннах и еще реже побеждает, во-вторых, молодой автор - ей еще нет сорока, и это всего третий ее фильм, а в третьих, женщина, что продолжает оставаться редкостью на фестивалях.

В центре фильма - история одинокого учителя музыки на пенсии, который живет в немецкой глубинке и совершенно потерял надежду как-то сблизиться со своей взрослой дочерью, бизнес-консультантом, работающей в международной фирме в далеком Бухаресте. И вот однажды, незадолго до ее дня рождения, он решает нанести ей неожиданный визит. Дело в том, что дочь давно живет в состоянии перманентного стресса, сражаясь с коллегами по работе и с трудом выживая под гнетом обязанностей и конкуренции. А отец по натуре шутник: он напяливает парик, вставляет в рот дополнительную челюсть и преображается в свое альтер-эго - эксцентричного Тони Эрдманна, которому дозволено все: ставя дочь в неловкие ситуации раз за разом, на самом деле он раскрепощает ее и постепенно приводит в чувство.

Житейская, узнаваемая, и смешная, и трогательная, но ничуть не претенциозная картина выгодно выделяется на фоне многочисленных свадебных генералов каннского конкурса. А еще тянет на настоящее открытие фестиваля и большой сюрприз основного конкурса, где мало молодых режиссеров и вообще ни одного дебюта. Впрочем, фестиваль еще только на середине - впереди премьеры картин Джармуша, Альмодовара, Дарденнов, Верховена и других звезд. Будет видно.