тема: Канны-2016
15:17, 17 мая 2016

“Патерсон”: фильм без сюжета, покоривший Канны

В Каннах с огромным успехом прошел показ нового фильма культового американского режиссера Джима Джармуша "Патерсон" про водителя рейсового автобуса. Главную роль в нём сыграл молодая звезда последних "Звездных войн" Адам Драйвер. Некоторым журналистам и гостям фестиваля пришлось простоять на улице около полутора часов, чтобы попасть на премьеру. Среди счастливчиков был и кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Для многих "Патерсон" наверняка останется - не только до конца фестиваля, но и на долгие годы наперед - лучшим каннским фильмом 2016-го. Прием новой, 13-й полнометражной картины культового американца, автора "Мертвеца" и "Пса-призрака" Джима Джармуша, на премьере был совершенно восторженным - овация не умолкала минут 15, и продолжалась бы еще, не выйди автор из зала.

Джармуш вообще скромник и принципиально не снимает высокобюджетные картины; если же звезды у него и снимаются, то им приходится сменить амплуа. Что случилось и в "Патерсоне". Главный герой этого камерного, обманчиво простого и очевидно глубокого фильма, жанр которого и не определишь сходу - точно не драма, хотя местами трагично, и вряд ли комедия, хотя все время смешно, - водитель автобуса из города Патерсон, что в Нью-Джерси, и фамилия у него такая же - Патерсон (имени мы так и не узнаем). Также забавно, и вряд ли случайно, что водитель по-английски - driver, а роль сыграл артист Адам Драйвер, снимавшийся у многих выдающихся режиссеров и даже имеющий венецианский "Кубок Вольпи" за лучшую роль, но широкой публике все-таки лучше всего знакомый как злодей Кайло Рен из последних "Звездных войн".

Итак, что же происходит в фильме? Да буквально ничего. Каждое утро Патерсон просыпается в постели со своей любимой женой Лорой (впрочем, женаты ли они на самом деле, мы так и не узнаем), тихо, чтобы ее не разбудить, завтракает, одевается и выходит из дома. Пешком, мимо любимого водопада, он идет по родному городу и про себя сочиняет стихи. Приходит в депо. Садится за руль автобуса и до того, как ему дадут добро на отправку по маршруту, записывает в тетрадь несколько строк. Потом он едет и слушает пассажиров, тихо улыбаясь своим мыслям. Возвращается домой, ужинает, гуляет с собакой - английским бульдогом Марвином, по пути заходит в бар и, вернувшись, снова ложится спать.

В фильме - 7 глав, по числу дней недели. И каждый день мало чем отличается от предыдущего, разве что теми микроскопическими будничными деталями, в которых и скрыта - а Джармушем блистательно раскрыта - подлинная поэзия.

"Патерсон" бессюжетен, как сама жизнь. При этом перед нами - безупречный портрет поэта, тихого, безвестного, влюбленного, но молчащего и об этом. Отрицая саму необходимость конфликта, Джармуш придумал свой самый возвышенный и изысканный фильм, сплетая его буквально из ничего. Будет справедливо, если жюри отметит это "Золотой пальмовой ветвью" (этой награды у этого режиссера нет), но также будет логично, если не заметит вовсе. Собственно, об этом и сам этот фильм, прозрачный, как капля воды.

r