тема: Канны-2016
12:41, 23 мая 2016

"Что это вообще было?": итоги Канн разочаровали зрителей и критиков

69-й Каннский кинофестиваль завершился скандальным решением жюри: все фавориты публики и критиков были проигнорированы, а "Золотая пальмовая ветвь" уже второй раз досталась пожилому британскому классику Кену Лоучу за отнюдь не самую сильную его картину "Я, Дэниэл Блейк". Итоги киносмотра комментирует кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Такого не случалось ни разу: зрители выходили с церемонии закрытия Каннского фестиваля ошарашенные - даже не с вопросом "Почему?", но с вопросом "Что это вообще было?". Гений коммерческого кино, режиссер "Безумного Макса" Джордж Миллер со своим жюри, в которое входили сразу 5 актеров, обязан был удивить народ - этого все ждали, но никто не ожидал такого уровня элементарной некомпетентности.

Фильмы, ставшие настоящим открытием фестиваля, проигнорированы полностью, всем списком. Сенсация Канн - трогательный и смешной фильм "Тони Эрдман" молодой постановщицы из Германии Марен Аде, ставший абсолютным лидером симпатий и французского, и международного зрительских рейтингах, не получил ничего вообще, только приз от параллельного жюри критиков ФИПРЕССИ. Пол Верховен с умопомрачительным радикальным эротическим триллером "Она", где лучшую свою роль сыграла Изабель Юппер, не получил ничего - как и Юппер, впрочем. Джим Джармуш с поэтичной и пронзительной лентой "Патерсон" остался вовсе без наград. Как и Педро Альмодовар, братья Дарденны, Пак Чхан Ук - знаменитые живые классики современного кино, представившие отличные картины. Но ведь, с другой стороны, и молодые радикалы, будь то француз Ален Гироди или румын Кристи Пуйю, остались ни с чем.

Редко в Каннах бывает настолько богатая и яркая программа. И никогда еще жюри не проявляло подобной слепоты и глухоты в ее отношении. Кто же получил призы? Главный победитель - классик британского социального реализма Кен Лоуч с лентой о безработном плотнике, пережившем инфаркт, - "Я, Дэниэл Блейк". Сентиментальная, в духе Диккенса и раннего Достоевского, прокламация в поддержку униженных и оскорбленных - трогательный, но линейный и предсказуемый фильм, не дает ничего нового ни кинематографу, ни карьере Лоуча, тем более что у 80-летнего режиссера уже есть одна "Золотая пальмовая ветвь", врученная ему 10 лет назад. Гран-при - второе место - достался 27-летнему канадцу Ксавье Долану. Он - автор интересный и перспективный, но "Всего лишь конец света", история приехавшего после 12-летнего перерыва домой, чтобы рассказать о своей скорой смерти, писателя, старомодна и мелодраматична в худшем смысле слова: на первом показе в Каннах фильм и вовсе освистали - вполне заслуженно.

И так - по всем пунктам. Два приза - за сценарий и мужскую роль - у драмы иранца Асгара Фархади "Клиент", она же - "Коммивояжер": достойная психологическая драма, да только по всем статьям уступает "Разводу Надера и Симин" того же автора, получившего несколько лет назад "Оскара". Лучшим режиссером признан когда-то открытый Каннами же румын Кристиан Мунджиу за картину "Выпускные", и фильм хорош, хотя тоже уступает предыдущим его же работам. При этом сейчас награда разделена между Мунджиу и французом Оливье Ассаясом, чей "Персональный покупатель", претенциозный триллер про спиритизм и модную индустрию, был освистан еще более жестоко, чем Долан. В общем, сплошное разочарование, и единственное утешение - в том, что награды со временем забудутся, а фильмы останутся.