тема: 38-й ММКФ
14:06, 29 июня 2016

"Монах и бес": как сосуществуют смертные и демоны

На Московском международном кинофестивале показали единственный российский фильм в конкурсе - "Монах и бес", мистическую притчу Николая Досталя по оригинальному сценарию Юрия Арабова. На кинообозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина картина произвела сложное впечатление.

Этот фильм буквально не могли бы не взять на ММКФ. Николай Досталь - один из любимых его режиссеров, а еще - лауреат золотого приза за картину семилетней давности "Петя по дороге в царствие небесное", и вообще, прекрасный постановщик, создатель культового "Облака-рая" и сериала "Штрафбат".

Но еще более нежная любовь у фестиваля к сценаристу картины Юрию Арабовую. Здесь показывали и награждали в разные годы такие его работы, как "Чудо" Александра Прошкина, "Орда" Андрея Прошкина и в прошлом году его же "Орлеан". Так что логично, что "Монах и бес", наконец-то воплощенный в жизнь стародавний арабовский замысел, нашел пристанище здесь. К тому же, это единственный конкурсант из России, а это, как считается на ММКФ, почти гарантия награды.

Картина у Досталя вышла, мягко говоря, не стандартная. Действие разворачивается примерно в 30-е годы XIX века - учитывая, что один из персонажей мимоходом, не называя имен, упоминает Гоголя и Пушкина. В монастырь приходит новый монах - он будто горит внутренним огнем, одежда его дымится, но ведет он себя на удивление нагло. Миролюбивый игумен принимает новичка, но пытается смирить его гордыню сложными заданиями: очистить чудотворный колодец, давным-давно заросший тиной, выловить большую рыбу к обеду, - и тот моментально молодцевато справляется со всем.

Новое испытание поспевает в лице императора Николая I, у которого по дороге сломалась рессора от кареты, и он задержался на день в монастыре, повстречавшись со странным монахом. А странного тут ничего, как выясняется, нет: Иван одержим бесом - и вскоре мы с ним, симпатичным кудрявым малым по прозвищу Легион, познакомимся.

Монастырская экстраваганца Арабова напоминает, конечно, и о том причудливом юморе, с которым он деконструирует православные мифы в том же "Чуде" и даже "Орде", и о диалоге человека с чертом из "Фауста", его совместного фильма с Александром Сокуровым: "Монах и бес" - своего рода русское отражение той немецкой истории, более легкомысленное и неожиданное. Воплощен этот необычный замысел, однако, в совершенно прямолинейном духе и, привыкнув к самой идее сосуществования смертного и демона, уже ничему не удивляешься - включая превращение монаха в святого и совсем уже невероятное обращение беса Легиона к добру.

Вообще, режиссура здесь уступает сценарной фантазии, и мало чувствуется талант Левана Капанадзе - вообще-то, оператора незаурядного. Зато из Тимофея Трибунцева и Георгия Фетисова вышла отличная пара - образцовый дуэт, а скромник Никита Тарасов неожиданно оказался идеальным Николаем I. И это уже - достаточная причина не пропустить фильм.

r