тема: ОСАГО
17:12, 04 июля 2016

Невроз навязчивых страховок

Навязанные страховки становятся все более изощренными. Страховые компании научились обходить запрет ЦБ на продажу полисов по схеме "2 в 1". Ситуация с кредитами также остается напряженной: теперь необязательные страховые услуги навязывают под видом различных сборов, например, за оформление бумаг. Чтобы взять с клиента как можно больше денег, его против воли страхуют от редких событий: падения метеоритов, укусов клещей или потери ключей от машины. Чем заманивают и как обманывают - в сюжете экономического обозревателя "Вестей ФМ" Валерия Емельянова.

Еще в первый день лета Центробанк освободил россиян от необходимости платить за навязанные страховки. В течение 5 суток с момента покупки полиса или оформления кредита можно прийти в офис компании или банка и потребовать полного возврата денег за ту услугу, которая была продана "прицепом". Основной договор, например, по ОСАГО, при этом продолжает действовать, а кредитная ставка, если речь о займе, сохранятся без изменений. Но вот прошел месяц, а навязанные страховки так никуда и не исчезли. Компании начали прописывать в договорах такие условия, что за 5 дней мало кому удается понять, сколько полисов он купил. Впрочем, в большинстве случаев людей обманывают примитивно - просто пользуются тем, что они не знают о праве на досрочное расторжение договора. Комментирует адвокат коллегии "Малов и партнеры" Дмитрий Ицков:

"Не надо ничего сложного придумывать, чтобы навязать страховку. Это - стандартное страхование жизни и здоровья, и, может, более нестандартный вариант - страхование от потери работы. Конечно же, страховые компании направляют свою деятельность на максимизацию прибыли и выставляют сложные условия выплаты. Даже застраховав свою жизнь и здоровье по такой, условно говоря, добровольной страховке, не факт, что при наступлении страхового случая действительно будет получено возмещение". 

Кроме "классики жанра", в запасе у страховщиков имеется солидный арсенал таких услуг, которые созданы специально в дополнение к основному полису. Например, страхование от падения инородных предметов и летательных аппаратов. Обычно такие случаи уже входят в договоры КАСКО, то есть от падения предметов страхуется автомобиль изначально. Но невнимательному клиенту могут продать отдельную страховку, где от падения защищено все его имущество, включая и автомобиль еще раз. В дополнение к КАСКО идет еще один странный вид страхования - от потери ключей. Клиента пугают тем, что он в случае угона не получит ничего, если его комплект от машины вдруг потеряется. Но за 10-15 тысяч компания обязуется повесить фирменную бирку на ключи и принять все усилия по их поиску. В крайнем случае обещают за свой счет врезать новые замки или перекодировать старые, если они электронные. Примерно так это должно работать, пояснили нам в одной из страховых компаний:

"Если кто-то найдет утерянные клиентом вещи, то страховая компания поможет организовать ее возврат. Люди находят наклейку или брелок с номером контакт-центра, и нашедший легко сможет сообщить о находке, а компания организует возврат. Либо все расходы на восстановление ключей страховая компания берет на себя".

Из той же серии - страхование от укуса клеща. Оно нередко идет в дополнение к ОСАГО. В принципе полис недорогой, стоит в районе 200 рублей. Но все, что он покрывает (а это прием врача, медикаменты и стационар), уже включено в ОМС, то есть любой россиянин эти услуги может получить в любой больнице совершенно бесплатно.

Большинство навязанных страховок не несет в себе никакой пользы, подтверждает редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов:

"Мало кто в здравом уме будет прибегать к подобного вида страховкам. Это и укусы клещей, и от залива квартиры в многоэтажном доме, чем мало кто пользуется добровольно. Некоторые страховые компании даже при покупке одним и тем же водителем полиса ОСАГО на разные автомобили предлагают каждый раз застраховать ему жизнь и здоровье". 

В отличие от страховых компаний, банки научились заметать следы более тщательно. Как и раньше, в дополнение к кредитному договору они навешивают страхование жизни или имущества, но почти всю премию целиком теперь включают в отдельный перечень услуг, например, за оформление документов. Закон запрещает им брать комиссии непосредственно за выдачу кредита, и платеж идет якобы за выдачу полиса. В результате такой рокировки клиент не может вернуть полную стоимость навязанной страховки. В лучшем случае ему отдадут лишь малую долю этих денег, рассказывает эксперт "Финпотребсоюза" Сергей Гирнис:

"И что получается в результате? Человек решил воспользоваться "периодом охлаждения". На второй день после того, как он подписал кредитный договор, пошел и отказался от страхового. Ему закрыли этот полис и выплатили только ту часть, которая приходилась на полис. А это, оказывается, меньшая часть. Большая часть, которую взяли "за присоединение к программе страхования" или какую-то аналогичную услугу, которую ему оказал банк, к сожалению, возврату не подлежит".

При этом суммы ущерба в банках могут быть значительно выше, чем в страховых компаниях. Так, при оформлении крупного кредита навязанный полис может стоить сотни тысяч рублей. При том, что его рыночная стоимость - в десятки раз меньше, продолжает Сергей Гирнис:

"Вот из последнего. У меня договор лежит - человек  получает кредит 1,3 миллиона рублей. И ему предлагают страхование жизни и здоровья в размере 267 тысяч рублей. Компенсацию он получит только в том случае, если умрет или станет инвалидом 1 группы. Если бы он на эти 267 тысяч оформил себе страховую программу где-то на улице, получил бы гораздо более полновесную страховку, а скорее всего, еще и сэкономил бы немного". 

Нередко банки навязывают страхование в тех случаях, когда человек не берет никаких кредитов, а пришел, например, за дебетовой картой. В дополнение к договору картсчета вполне могут подсунуть страхование от мошенничества. Но есть и более сложные варианты, например, страхуется весь кошелек с картами или даже сумка с вещами, где лежит карта. Банк в таких договорах обещает вернуть украденные со счета деньги (что по закону он должен и так делать), а в качестве бонуса дает компенсацию за потерю личный вещей. Но размер этой выплаты немного удивляет. К примеру, за мобильный телефон по страховке дают не более 2000 рублей. Да и те невозможно получить без копии заявления в полицию.