тема: ОСАГО
19:33, 08 ноября 2016

Рублём по ОСАГО

Минфин предложил штрафовать страховщиков за задержку выплат по автогражданке. Штраф может составить 200 рублей за каждый день просрочки. Также предлагается разделить полисы на 3 вида: с нынешним уровнем страхового покрытия, а также с увеличенным суммы до одного и двух миллионов. Очередной блок поправок в закон об ОСАГО изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Страховщик всячески задерживает выплаты? Приводит разные доводы, лишь бы не расставаться с деньгами? Теперь такие компании предлагается "бить рублем". Сумма штрафа - 200 рублей за каждый день просросчки. Правда, максимальный размер наказания ограничен 10 тысячами рублей. Сумма небольшая, учитывая сами выплаты. С одной стороны, для автомобилистов это плюс, с другой, ежедневные штрафные санкции за просрочку выплат уже существуют, поясняет автоюрист Александр Рыбалко:

"Санкции в виде 1% и так были предусмотрены. Но суммы набегали большие, даже сопоставимые с самим страховым возмещением. Поэтому Минфин, если он стремится ограничить ответственность страховых компаний, льет воду на мельницу страхового бизнеса, а не на мельницу граждан".

И действительно, получается, что новые правила будут приняты не в пользу автомобилиста. Сейчас, например, если страховое возмещение составляет 200 тысяч рублей, то ежедневная неустойка - целых 2 000, а будет - всего 200 рублей. Правда, возможно, речь идет о наказании страховщиков за задержки при заключении контракта. Комментирует заместитель исполнительного директора Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов:

"Там предлагается, вообще-то, штраф за нарушение сроков заключения договора. Поэтому в принципе это нормальный процент, и он достаточно болезненный для страховщиков. Потому что Минфин предлагает заключать договор в день обращения страхователя в страховую компанию. Это действительно новшество, и страховым компаниям придется выполнять достаточно сложные действия".

Казалось бы, заключение договора с автостраховщиком - быстрая процедура. Но оказывается - не везде: в некоторых регионах выдача полиса затягивается на недели. И именно таких неторопливых страховщиков предлагают наказывать материально, говорит Сергей Ефремов:

"Страховая компания может сказать, что у неё сегодня очереди, не хватает людей, бланков. Это в основном касается регионов. И, конечно, это не устраивает большинство граждан, потому что им приходится достаточно долго ждать. Минфин предлагает, чтобы в любых ситуациях договор заключался в день обращения. Это заставит страховые компании нанять необходимое количество продавцов и приобрести необходимое количество технических средств, которые обеспечивали бы заключение договоров именно в день обращения".

Если договор заключался более суток, то компанию ждут штрафные санкции - 200 рублей ежедневно. А неустойки за задержку выплат по страховым случаям остаются прежними - 1% в день. Хотя сейчас просрочивать выплаты страховщикам весьма невыгодно, утверждает руководитель управления методологии обязательных видов страхования "Альфа страхование" Денис Макаров:

"С 2012 года закон о защите прав потребителей распространили на нас. Любое нарушение прав потребителей сейчас влечет за собой штраф в размере 50 % от "спорной суммы". То есть гораздо проще быстро заплатить. Насколько я знаю, у нас нарушений на рынке - минимальное количество. Это связано в первую очередь с тем, что это невыгодно самим компаниям, поскольку сейчас именно этим пользуются различного рода автоюридические конторы".

Еще одно нововведение: законопроект предусматривает разделение полисов ОСАГО на 3 вида. Первый, минимальный уровень, соответствует нынешним размерам выплат: 400 тысяч за ущерб имуществу и полмиллиона за вред здоровью. Второй уровень составит миллион рублей, соответственно, третий - 2 миллиона. То есть максимально сумма выплаты увеличится примерно в 5 раз. В итоге клиент будет сам выбирать, какой уровень ОСАГО ему нужен. Сейчас страховку тоже можно увеличить, но дело это добровольное. А будет обязательным. И в этом сложность для операторов рынка, констатирует Денис Макаров:

"Проблема в том, что, по всей видимости, после изменения продуктового ряда и расширения покрытия в 5 раз вряд ли нам дадут изменить тариф. Речь идет о том, что для этого нужны деньги. То есть надо сформировать резервы, фонды, чтобы услугу клиенту оказать".

В том же блоке поправок Минфин предлагает изменить и систему предоставления скидок за безаварийную езду. По мнению ведомства, она должна учитывать подробную страховую историю водителя: наличие и количество страховых выплат, количество ДТП, произошедших по вине каждого водителя, по всем транспортным средствам, а также по всем договорам обязательного страхования.