19:11, 25 января 2017

Пассажирские поезда переведут на частные рельсы

Железные дороги будут приватизированы. Газета "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники сообщает, что в правительстве готовят большую рыночную реформу в области пассажирских перевозок. Согласно этой концепции, поезда передадут в частные руки, убыточные маршруты сократят, а плацкартные и общие вагоны постепенно отменят. Оптимизация начнется уже в этом году и должна принести первые плоды в следующем десятилетии. Что это означает для пассажиров, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

Пассажирские поезда переведут на частные рельсы. Как пишет "Коммерсантъ", реформой уже вплотную занимаются в министерствах экономики и транспорта. Согласно черновому проекту, на первом этапе государство будет избавляться от длинных и неприбыльных направлений. Маршруты больше 3000 километров будут постепенно закрыты. То есть, например, поезд из Архангельска в Сочи укладывается в эту концепцию, а из Мурманска в Сочи - уже нет. На этом маршруте должны остаться только самолеты. Одновременно под сокращение попадут морально устаревшие общие и плацкартные вагоны - со временем останутся лишь купе. Но для разных пассажиров они будут разной стоимости. Тарифная политика на новых поездах будет такая же плавающая, как у авиакомпаний, разъясняет замдиректора Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрий Агафонов:

"То есть у нас привязка будет не к плацкартному вагону, к их стоимости, а к конкретному человеку. Вот как у нас на воздушных перевозках льготные билеты предоставляют на какой-то определенный вид перевозки, например, на Дальний Восток. Вот здесь хотят сделать похожую схему. То есть на определенный маршрут будут предлагать определенной категории пассажиров какие-то скидки".

Эксперты говорят, что билеты на поезда неизбежно станут дороже. Сейчас за пассажиров плацкартных и общих вагонов фактически платят те, кто едут в коммерческих вагонах: купе, СВ, люксах и на сидячих местах повышенного комфорта. Если состав освободят от дешевого "балласта", то, с одной стороны, вагоны-купе могут даже подешеветь. Но с другой, тем, кто привык ездить только в плацкарте, на какое-то время придется пересесть на автобусы.

Следующий этап предполагает, что появятся частные поезда, и они составят конкуренцию государственным, сбивая тем самым тарифы на перевозку. Та же идея заложена в реформу пригородных направлений: тарифы должны быть рыночными, компаний на маршруте - несколько, а субсидии буду предоставляться адресно каждому льготнику. Эксперты крайне скептично оценивают такой подход, отмечая, что дальше Москвы и Подмосковья он работать не будет. Комментирует директор экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин:

"В сравнении с любыми другими регионами готовность платить у человека, который имеет работу в Москве и ближнем Подмосковье (хотя и здесь народ небогатый), все-таки заметно выше, чем у жителей удаленных регионов страны. На самом деле, как говорил Фазиль Искандер, "эксперимент, конечно, хороший, но не для нашего климата".

Из логики рыночной реформы следует, что электрички в "депрессивных регионах" должны постепенно исчезнуть. А вот в богатых (и это не только Москва) - наоборот, появятся новые региональные маршруты, в первую очередь - скоростные. Это наиболее интересный для бизнеса сегмент, поскольку экспрессами пользуются по большей части зажиточные горожане. Для привлечения инвестиций и развития частных поездов государство, согласно обсуждаемой сейчас концепции, должно будет снять запрет на приватизацию локомотивов. Они будут сдаваться в аренду с правом выкупа. И разработчики реформы надеются, что за счет полученной прибыли частники со временем захотят обновить свой парк поездов, закупить более комфортные и быстрые машины. Но возникает масса вопросов, в том числе по поводу безопасности пассажиров. Но Михаил Блинкин уверен, что такие поезда будут не более аварийными, чем частные самолеты или корабли:

"Каких-либо сведений по поводу того, что локомотив или вагонный парк, оказавшись в частных руках, становится более опасным, чем если держать его в руках государства или муниципальной компании, в мире нет. Даже там, где проходит радикальная либерализация с приватизацией всего на свете, и то в практике последних 50 лет не было случаев, чтобы на этом фоне падала безопасность. Такого нигде и в помине нет".

Эксперты говорят, что последствия приватизации затронут не только пассажиров, но и большое количество сотрудников РЖД. На железных дорогах в нашей стране работает около миллиона человек - в разы больше, чем в странах с аналогичной загруженностью маршрутов. Если следовать рыночной логике, то для поддержания небольшой сетки скоростных маршрутов большой штат компании не нужен. Следовательно, государству придется придумать, на кого переучить и куда перенаправить столь большое количество людей. Что останется неизменным, так это имидж российских железных дорог как самых длинных в мире. Легендарные поезда Москва-Владивосток и Москва-Пекин обещают сохранить в любом случае.