13:44, 10 февраля 2017

“Джанго” восполнил исторический пробел на Берлинале

В Германии открылся 67-й международный кинофестиваль - Берлинале. В этом году жюри кинофорума возглавляет  нидерландский режиссер Пол Верховен. На церемонии открытии показали французскую картину “Джанго” о знаменитом гитаристе Джанго Рейнхарде. С подробностями из Берлина – кинообозреватель “Вестей FM” Антон Долин.

Берлинале - самый политический фестиваль мира, и он не думает этого скрывать или стесняться: здесь гордятся тем, что актуальная повестка из выпусков новостей перекочевывает сразу на большие экраны и сцену. На церемонии открытия 67-го Берлинского кинофестиваля постоянно шутили на тему Дональда Трампа - в частности, объяснили назначение президентом жюри голландского режиссера Пола Верховена тем, что прошлогодняя президент Мерил Стрип оказалась самой переоцененной актрисой Голливуда, и потому ей отныне путь в Берлин заказан: эти слова были встречены понимающим хохотом аудитории.

Сами фильмы вполне соответствовали заявленной повестке. “Джанго” французского дебютанта Этьена Комара - кто и как объяснит выбор байопика о Джанго Рейнхарде для открытия одного из трех крупнейших фестивалей мира? Оказалось, все дело в теме. “Джанго” - отнюдь не биография, а рассказ о том, как Рейнхард провел первую половину сороковых годов. После изгнания из Парижа, где он жил, немецкими оккупантами американского джаза музыкант стал любимейшим героем местной публики: на его концерты собирались переполненные залы, виртуоза-гитариста буквально носили на руках. Он считал себя вне политики и говорил об этом вслух: если среди зрителей на концерте окажутся немецкие офицеры в мундирах - что с того? Правда, ехать с турне в Германию Рейнхард все-таки не желает. Но немцы настаивают. Тогда и начинается драма. В заложники берут семью героя, его беременную жену и старенькую мать. И играть отныне он вынужден. А за короткое время, что Рейнхард провел в бегах, он успевает понять, что именно творится в то время, пока он остается звездой мюзик-холлов, с его соотечественниками - цыганами.

“Джанго” - фильм о геноциде цыган во время Второй мировой и об ответственности художника за позицию, которую он все равно занимает, даже если сам еще этого не понял. И начавшись с легкомысленного гитарного свинга, картина завершается тяжеловесным реквиемом.

Многим не дает покоя “Список Шиндлера” - а француз Комар больше впечатлился “Пианистом” Романа Полански, сделав свою версию той душераздирающей истории. Понятно, что вышло у него вторично, спекулятивно и вообще значительно слабее: только прекрасная музыка, да, собственно, сама историческая подоплека вытаскивают фильм. Но Берлину это неважно: для него геноцид цыган - пробел если не самой истории, то современного кино, и ради его восполнения здесь готовы доверить самое почетное место фестиваля посредственному фильму.

Остается надеяться, что дальше будет увлекательнее. Сегодня - премьера драмы “Ужин” с Ричардом Гиром и “Заложников” Резо Гигинеишвили. 

r