12:42, 13 февраля 2017

"Заложники" задевают за живое

В Берлине на кинофестивале состоялась мировая премьера нового фильма Резо Гигинеишвили "Заложники". Лента была представлена на форуме в программе "Панорама". Режиссер картин "Жара" и "Любовь с акцентом" на этот раз снял совершенно новое, задевающее за живое кино. На показе побывал кинобозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Это довольно поразительный случай: золотой мальчик, автор коммерческих лирических комедий и телесериалов Резо Гигинеишвили, несколько лет вынашивал, а затем снял жесткий, умный, взрослый, совершенно не жанровый, но зрительский и, самое главное, - по-настоящему талантливый и задевающий за живое фильм. "Заложники" именно таковы.

Не ищите в них сходства с "Жарой" или "Любовью с акцентом", за которые многие полюбили, а многие и возненавидели Резо Гигинеишвили. Начать с того, что "Заложники" - грузинский фильм, посвященный грузинской новейшей истории, одной из драматичнейших ее страниц, снятый на грузинском языке, хотя и с продюсерским участием других стран - в частности, России и Польши.

Все лучшие силы грузинского кино заняты здесь, от артистов уже старшего поколения Дареджан Харшиладзе и Мераба Нинидзе (они сыграли родителей главного героя) до молодой Тины Далакишвили, известной по мелодраме "Звезда". Впрочем, многие актеры непрофессионалы и дебютанты. Музыку написал великий Гия Канчели, но Гигинеишвили не пережимает с музыкальным сопровождением, дозируя его и не позволяя искусственно вызванным эмоциям заслонить те, которые рождаются из драматургии и ремесла артистов.

Впрочем, здесь трогает и долгое время после просмотра не оставляет сама история, случившаяся на самом деле. В 1983 году группа отчаянных друзей, в основном студентов художественных вузов, решила угнать рейсовый самолет, летевший из Тбилиси в Батуми, и улететь за границу. Но все пошло не так: отчаянная операция сорвалась, причем в самолете была открыта стрельба, и были многочисленные жертвы. Всех виновников событий расстреляли по приговору советского суда, и до сих пор их родные не знают, где те похоронены.

В основе трагедии - казалось бы, такая незначительная для сегодняшнего поколения ностальгирующих по СССР деталь, как запрет для граждан государства на выезд заграницу. Хотя, как показывает фильм, речь о чем-то большем - отобранном у людей праве на свободу.

Почти документально собирая многофигурный паззл на глазах у зрителя, с равным мастерством режиссируя сцену свадьбы или подпольного обмена пластинками "Битлз" на чердаке над парикмахерской, режиссер медленно формирует предощущение драмы, но обходится без дешевых мотиваций и объяснений, создавая коллективный портрет.

"Заложники" из названия - не те несчастные немногочисленные пассажиры рейса, который захватили герои картины, но буквально все ее персонажи, заложники беспощадной системы, от которой так хочется, и все-таки невозможно убежать. Сильная картина, и жаль, что не в конкурсе: шанс получить приз был бы не призрачным. 

r