20:00, 29 апреля 2017

За ЗАГСы - спасибо революции

Столетию революции посвящается. Как менялась Россия, когда уже перестала быть царской, но еще не выросла в Страну Советов? Переворот в быту изучаем с Татьяной Григорьянц на "Вестях ФМ".

- В общем, так: у меня теперь из этого дома два пути - или я ее веду в ЗАГС, или она меня ведет к прокурору!
- Не надо так!
- Сам не хочу!

Вполне вероятно, что у товарища Саахова из "Кавказской пленницы" оставался бы всего один вариант, если бы - спасибо революции! - не появились в России ЗАГСы. Государственный орган, который, пожалуй, чаще других становится предметом для шуток и анекдотов.

Меж тем, 100 лет назад, когда  специальным декретом было учреждено его появление, многим было не до веселья. Во-первых, старый порядок брачно-семейных отношений приказывал долго жить. Теперь законным браком признавался лишь тот, что был зарегистрирован в ЗАГСе, а церковный обряд признавали "частным делом брачующихся". Во-вторых, процедура развода значительно упрощалась и становилась общедоступной, а не исключительным случаем. В-третьих, все приходские книги с записями о рождениях-крещениях и отпеваниях нужно было собрать и составить архив, а с бумагой в стране, как известно, было напряженно. 

Архивировать же предстояло много. На протяжении нескольких веков все факты о свадьбах, похоронах, рождениях детей записывались в так называемые метрические книги - еще одно нововведение Петра I в свое время. Так вот, метрическая книга была в каждом приходе. А в некоторых - и не по одной.

Право вносить записи было только у священника. Он  отмечал имена и фамилии вступающих в брак, время совершения таинства, год, месяц и день рождения жениха и невесты, их вероисповедание, их сословие, место жительства жениха, его занятие, а также занятие невесты, "если перед браком она самостоятельно приобретала средства пропитания". Помимо этого священник выяснял, грамотны ли жених и невеста, и могут ли собственноручно расписаться в метрике. Короткие выписки из этих документов направлялись в полицейскую часть по месту жительства жениха.

Вот пример: "У крестьянина Московской губ., Бронницкого уез. Ульянинской вол., дёр. Старниковой Николая Степанова Анисина и законной жены его Матрены Григорьевой родился 13 февраля 1915 года сын Евгений и крещен 22 февраля 1915 года Московской Троицкой, в Серебрянниках церкви", что удостоверили протоиерей Харитонов и диакон Орлов.

Приходские архивы перекочевали в отделы ЗАГС не только из православных храмов, но и католических, старообрядческих, лютеранских, мусульманских, иудейских. Ведение метрических записей смертей, рождений и браков язычников - это незначительная часть черемисов, вотяков и чувашей, чукчей, и айнов - возлагалось на полицию.

ЗАГСы в общем и целом сохранили преемственность записей в том же стиле, что они делались и до революции. В 1920 году в графе "Род занятий жениха" книги регистрации Рогожско-Симоновского Совдепа записано: "красноармеец", "строгальщик", "письмоводитель", "ломовой возчик". Невесты же того времени по роду занятий были: "прислуга", "рабочая", "конторщица".

Чтобы оформить брак, молодожены подавали заявление о своем обоюдном желании, расписывались, если были грамотны, в книге регистрации, платили гербовый взнос в размере 20 рублей. И все. На этом свадебная церемония заканчивалась. Никаких отметок в паспортах молодожены не получали, поскольку красные книжки с серпом и молотом еще введены не были. Развод также не сопровождался большими формальностями.