тема: Канны-2017
13:22, 18 мая 2017

"Нелюбовь". О надежде в кромешной тьме

Сегодня на Международном Каннском кинофестивале состоится мировая премьера российского участника конкурса и претендента на "Золотую пальмовую ветвь" - драмы Андрея Звягинцева "Нелюбовь". Пресса уже посмотрела фильм, дело - за зрителями. Кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин одним из первых увидел самый ожидаемый отечественный фильм года. 

Сейчас, в первый день конкурсных показов, невозможно предсказать, сколь высоки шансы Андрея Звягинцева на высшие призы самого престижного фестиваля мира. Но с уверенностью можно утверждать уже сейчас: "Нелюбовь" оставит глубокий след в памяти всех тех, кто уже увидел или посмотрит фильм. Это, вероятно, самая собранная, цельная и эмоционально мощная, при всей кажущейся нейтральности авторского подхода, картина Звягинцева: она сделана с хичкоковской точностью в психологических и бытовых деталях, но при этом берет за душу так, что долго не можешь опомниться.

При этом сюжет о разводящейся паре и их пропавшем ребенке Звягинцев решает так, что в этом нет и следа спекулятивности или манипулятивности. Напротив, к финалу понимаешь, что фильм вовсе не только о судьбе конкретных Бориса и Жени, когда-то любивших, а теперь истово ненавидящих друг друга, но обо всех, кто живет в сегодняшней России, даже неженатых и бездетных.

Впрочем, повторять фамилию Звягинцева так часто несправедливо, не обозначив очевидное: не только самый мощный и важный русский режиссер наших дней сделал эту картину, но его постоянная и неизмеримо талантливая команда. Оператор Михаил Кричман, чьи тихие кадры-приближения леденят кровь, художник-постановщик Андрей Понкратов, чей предметный мир не позволяет ни на секунду усомниться в реальности происходящего на экране, ловящий каждый нюанс художник по звуку Андрей Дергачев. А теперь к ним надо прибавить еще и композитора Евгения Гальперина, чьи мощные и лаконичные музыкальные темы открывают и закрывают фильм. Из актеров - здесь, в отличие от "Левиафана", совсем нет звезд, - вы узнаете лишь Алексея Розина, сына героини из "Елены" и полицейского из следующей картины. Здесь он Борис, боязливый и замкнутый клерк из православной корпорации, место в которой он ужасно боится потерять - особенно теперь, в процессе развода и в ожидании нового брака, женитьбы на своей беременной любовнице.

Марьяна Спивак - безусловное открытие фильма - Женя, сильная, эгоистичная, хищная красавица, администратор из косметического салона, наконец-то нашедшая мужчину по своему вкусу: ее любовник обеспечен, подтянут, щедр. Занимаясь своими делами, Женя и Борис не замечают, как их 12-летний сын Алеша сбегает из дома. А дальше начинается узнаваемый ужас нашей действительности: безразличие властей, бессердечие близких, тщетные попытки поправить непоправимое.

"Нелюбовь" - жестокая к зрителю трагедия, но в ней, говорит режиссер, впервые в его творчестве есть безусловно положительные герои - волонтеры, пускающиеся на поиски мальчика. И в кромешной тьме возникает надежда - впрочем, гораздо более призрачная, чем надежда болельщиков этого блестящего фильма на каннские награды.