тема: Канны-2017
12:11, 22 мая 2017

"Хэппи-энд": легкомысленная виртуозность

Во Франции подошел к середине юбилейный 70-й Каннский кинофестиваль. Сегодня там пройдет мировая премьера нового фильма самого именитого участника конкурса - лауреата двух "Золотых пальмовых ветвей" Михаэля Ханеке, "Хэппи-энд". Из Канн - репортаж кинообозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина.

Фестиваль сегодня вечером перевалит за середину, и можно будет сказать хотя бы с какой-то долей уверенности, оказался ли он таким сенсационным, как обещала программа. Во всяком случае, мировую премьеру "Хэппи-энда" Михаэля Ханеке, всемирно известного австрийского радикала и мизантропа, на сегодня поставили не случайно. Он самый именитый конкурсант, у него на счету "Оскар" и две "Золотые пальмовые ветви". Вероятно, именно поэтому с новой картиной шансы на третью высшую каннскую награду мизерные.

"Хэппи-энд" по некоторым сюжетным поворотам вполне можно считать своеобразным сиквелом предыдущей ленты Ханеке "Любовь". Во всяком случае, большая и процветающая буржуазная французская семья Лоранов в городе Кале, где происходит действие, включает патриарха-дедушку в исполнении великого Жана-Луи Трентиньяна и его взрослую прагматичную дочь, руководящую семейным предприятием, которую сыграла постоянная для Ханеке Изабель Юппер. Ее брат, женатый уже вторым браком врач, сыгран Матье Кассовицем - тем самым милым парнем из "Амели", который с тех пор изрядно подрос и превратился в большого артиста: впрочем, в руках Ханеке трудно не превратиться.

В целом "Хэппи-энд" - издевательская сатирическая семейная сага, гораздо более поверхностная и даже легкомысленная, чем два предыдущих шедевра того же режиссера. С другой стороны, виртуозность диалогов, актерской игры и операторской работы, как всегда, неоспоримы. Да и в актуальности картине не откажешь: Ханеке традиционно разоблачает лицемерие буржуазной морали, но пользуется для этого секс-чатами, айфонами и роликами из YouTube.

Кстати, сатира стала одной из основ Каннского фестиваля в этом году - например, шведский участник конкурса Рубен Эстлунд в фильме "Квадрат" на примере воображаемого музея современного искусства в Стокгольме и его незадачливого куратора рассказал о непреодолимости социальных границ и беспомощности художника в решении социальных вопросов: эта лента - одна из фаворитов конкурса.