тема: Канны-2017
12:19, 23 мая 2017

"Убийство священного оленя": шок, трагедия и тайна

В Каннах состоялась премьера самой скандальной ленты фестиваля - "Убийства священного оленя" греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, в которой главные роли сыграли Колин Фаррелл и Николь Кидман. Блестящий дуэт двух звезд Голливуда и закрученный сюжет: этот фильм кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин называет одним из самых сильных и ярких киновпечатлений сезона. 

"Убийство священного оленя" - бесспорно, один из главных фильмов года: ему гарантированы культовый статус, фанатичная любовь одних зрителей и ненависть других. И дело тут не в участии действительно блестящего дуэта - Колина Фаррелла и Николь Кидман (для нее эта роль - лучшая лет за 10 - это как минимум), а в жестоком, абсурдном, необъяснимом содержании, заключенном в радикальную форму. Теперь можно с уверенностью утверждать, что на карте важнейших режиссеров XXI века Греция представлена лидером так называемой "новой странной волны" Йоргосом Лантимосом.

Это пятый фильм автора нашумевшего "Клыка" и еще более знаменитого "Лобстера", в котором Лантимос уже снимал Фаррелла и  перешел с греческого на английский. Лента "Убийство священного оленя" тоже сделана в размытых декорациях условного мира, который мы можем считать Америкой, а можем и не считать. И это самый новаторский, сложный, авангардный и при этом шокирующий его фильм.

Перед нами - новая интерпретация древнегреческой трагедии. И не только конкретной трагедии Еврипида "Ифигения в Авлиде", на которую автор впрямую ссылается в фильме, но и трагедии как концепции. На экране есть хор. Все события предельно условны. Диалоги - театральны. Сюжет до середины фильма необъясним, примерно как в "Царе Эдипе" Софокла; когда проясняется, то никакой привычной нам общечеловеческой логики за ним не обнаруживается. Похоже, хотя боги Олимпа куда-то скрылись, как и положено в греческой трагедии - на экране они сами не появятся, жизнями людей управляет тот же закон Рока, что когда-то.

Но перейдем к сюжету: главные герои фильма - кардиохирург Стивен и его жена - офтальмолог Анна. Они живут в большом светлом доме благополучно и счастливо, любят своих двух детей, поливают цветы и выгуливают собаку. Однако у Стивена есть секрет - тинейджер по имени Мартин, с которым он тайно встречается, дарит ему дорогие подарки, водит в кафе, разговаривает на любые темы. Насмотренный зритель заподозрит здесь эротический интерес или семейную тайну - может, перед нами внебрачный сын героя? Но трагедия равнодушна к таким пошлым поворотам. Дело совсем в другом, а в чем именно - до поры до времени догадаться невозможно.

Не будем раскрывать секрет, тем более что "Убийство священного оленя", по счастью, куплено для российского проката. Скажем лишь, что кровавый первый кадр в финале саркастически срифмуется с картошкой фри, на которую выдавливают кетчуп, а вы останетесь с одним из самых сильных и сложных киновпечатлений сезона.

r