тема: Канны-2017
14:09, 26 мая 2017

"Нелюбовь" против ЛГБТ-драмы, остроумной сатиры и корейской комедии: кто может составить конкуренцию Звягинцеву

70-й Каннский фестиваль подходит к концу. Лидером симпатий критиков так и остался показанный в первый день фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь". О его шансах на победу и других претендентах на "Золотую пальмовую ветвь" размышляет кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Сегодня, в пятницу, и завтра, в субботу, показывают 3 последних конкурсных фильма. Они, конечно, могут изменить расклад, такое бывало и прежде, но шансы невелики. Во всяком случае один из них, эротический триллер француза Франсуа Озона "Двойной любовник", точно не получит "Золотую пальмовую ветвь" - прессе его уже показали. Конечно, освистывать милую и местами остроумную вариацию на темы Алфреда Хичкока и Романа Полански не стали, но это чисто жанровое упражнение вряд ли изменит кинематограф и навсегда останется в его истории.

То же можно сказать о фаворите американских критиков - криминальном боевике с ограблением банка и братской любовью "Хорошее время", снятом братьями Сэфди с участием Роберта Паттинсона. Вообще, в этом году конкурс, обещавший быть сенсационным, оказался ниже среднего: число режиссеров, которые хоть как-то превзошли самих себя, минимально, и в нем пока что абсолютный лидер, по опросам журналистов, и, вероятно, автор самого обсуждаемого фильма - Андрей Звягинцев с его "Нелюбовью". Однако мы знаем по прошлому году, когда жюри австралийца Джорджа Миллера оставило вовсе без наград 4 самые талантливые ленты конкурса, что зрительские симпатии никак не влияют на финальный вердикт.

Попробуем пофантазировать, кто еще может всерьез надеяться на получение самой престижной награды современного кино - "Золотой пальмовой ветви", если это окажется не российский режиссер с его масштабной и пронзительной драмой. Первый конкурент - француз Робер Кампилло. Его лента "120 ударов в минуту" - типичный компромиссный фильм: если жюри не договорится, выберут его. Социальная драма основана на реальных событиях, когда в 1990-х активисты из среды ЛГБТ сражались против СПИДа, а точнее, против нежелания властей информировать об эпидемии и способах предохранения от нее. Внутри этого сюжета - история гомосексуальной любви, впрочем, не слишком выразительная.

Еще одно яркое событие конкурса - "Квадрат" шведа Рубена Эстлунда (единственный скандинавский участник фестиваля). Это - едкая и остроумная сатира на мир современного искусства, в котором главный герой - небезупречный, слабый человек, всеми силами пытающийся держаться за политкорректный кодекс, - работает куратором в музее. Центральный образ фильма - квадрат, войдя в который люди становятся друг другу ближе, испытывают на своем опыте равенство и братство; но квадрат так и остается пустым.

Что до киноманов, то они болеют за корейца Хон Сан Су. Его минималистская черно-белая комедия "На другой день" - изящный этюд о мужчине-интеллектуале и окружающих его трех женщинах: жене, любовнице и секретарше - размышление о течении времени и неизменности человеческой природы. Разумеется, у жюри может быть и другое мнение. Тем более что впереди еще как минимум фильм немца Фатиха Акина о терроризме и лента англичанки Линн Рэмзи о секс-траффике.

Имена победителей президент жюри Педро Альмодовар и его коллеги объявят в воскресенье.