тема: Канны-2017
12:11, 02 июня 2017

"Нелюбовь" Звягинцева: портрет всей страны через одну семью

В российский прокат вышел, пожалуй, самый нашумевший отечественный фильм года - драма Андрея Звягинцева "Нелюбовь", только что получившая приз жюри на Каннском кинофестивале. Новая работа Звягинцева - это история пары, которая находится в состоянии развода. Решая свои проблемы, родители перестают обращать внимание на собственного ребенка. И однажды он исчезает. О фильме рассказывает кинобозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Для тех, кто когда-то принял дебютный фильм Андрея Звягинцева "Возвращение" как откровение, не был разочарован его монументальным и трагическим "Изгнанием", узнал себя в камерной московской трагедии "Елена" и размашистом, не лишенном публицистического пафоса "Левиафане", очевидно и без всякой рекламы: "Нелюбовь" - главное событие киносезона. Остальные, питая предубеждение - возможно, беспочвенное - против Звягинцева, беспощадного к окружающей реальности, да и к зрителям заодно, возможно, изменят свое мнение, увидев "Нелюбовь". По меньшей мере публика и критики в Каннах оценили эту драму как главное событие фестиваля, и в нескольких рейтингах она лидировала. Жюри рассудило иначе, "Золотая пальмовая ветвь" досталась другой картине, но и Звягинцев - конечно, редкий, а в России попросту единственный такой счастливчик - вновь не уехал с фестиваля с пустыми руками.

Ну и бог с ними, с наградами. Фильм уже начал свою прокатную судьбу. Увы, зрители увидят "Нелюбовь" только в цензурированном виде - по требованиям российского законодательства нецензурная лексика из картины ушла. Впрочем, по контексту, да и просто по губам текст восстановить совсем несложно.

Предельный, а иногда и запредельный эмоциональный накал вполне понятен. Главные герои - Борис и Женя - разводятся и продают квартиру. У него уже есть беременная любовница, у нее - обеспеченный любовник, обоим кажется, что настоящую любовь они встретили впервые, сейчас, а то, что было у них друг с другом - недоразумение, ошибка. Плод ошибки - 12-летний Алеша. Однажды, подслушав разговор родителей, деловито обсуждающих свой план сдать сына в детский дом, мальчик сбегает из дома. И тут, почти на середине, начинается другой фильм - о пропавшем ребенке. Героям предстоит увидеть себя и окружающий мир совершенно другими глазами. А Звягинцеву впервые ввести в свой мир - аскетичный, но и живописный, тщательно созданный художником Андреем Понкратовым и оператором Михаилом Кричманом, моментально узнаваемый, но какой-то новый, с необычной окраинной Москвой, - положительных героев. Для него это - члены поисково-спасательного отряда, которые самозабвенно и моментально бросаются на поиски, полностью меняя жизнь утопленных в эгоизме и самодовольной нелюбви друг к другу родителей.

Звягинцев остается Мастером, режиссером умным, тонким, чувствительным и бескомпромиссным: это не новость. Новость - появление в главной женской роли, рядом с замечательным Алексеем Розиным (многие помнят его по "Елене" и "Левиафану"), Марьяны Спивак, необычной для нашего кино актрисы, которой в Каннах всерьез прочили малую "Пальму" за женскую роль. Потрясающая, пронзительная работа в удивительно простом и сильном фильме - моментальной классике сегодняшнего дня, портрете не только одной семьи, но и всей страны.