15:19, 20 июня 2017

В работе “ВИМ-Авиа” нашли новые серьёзные нарушения

Задержки проверят со всей строгостью. Транспортная прокуратура возбудила административные дела в отношении компании “ВИМ-Авиа” и ее гендиректора из-за срыва расписания регулярных и чартерных рейсов. Кроме того, ранее работники прокуратуры установили и нарушения в графике работы экипажей самолетов. Некоторые выводы звучат пугающе. С подробностями – обозреватель “Вестей FM” Сергей Артемов.

С 28 мая по 12 июня с задержкой более чем на 2 часа, что по Воздушному кодексу считается нарушением, вылетели 173 рейса “ВИМ-Авиа”: 52 регулярных и 121 чартерный. Такие сведения приводит Приволжская транспортная прокуратура. Административная проверка доверена ей по месту юридической регистрации перевозчика - поселку Богатые Сабы в Татарстане. Причиной срыва графика стали запоздавшие поступления новых самолетов, ремонт части действующего флота, а главное - отсутствие резервных судов. И последний аспект, судя по всему, и стал причиной возбуждения дела в отношении “ВИМ-Авиа” и ее гендиректора Александра Кочнева. Не уголовного, административного. Но с формулировкой “осуществление предпринимательской  деятельности в  области транспорта с нарушением условий лицензии". Разбирать иск будет мировой судья в Татарстане. Скорее всего, по этой статье самой суровой санкцией окажется штраф, полагает руководитель группы по разрешению споров юридической фирмы Goltsblat BLP Дмитрий Горбунов. Лицензию перевозчик сохранит.

ГОРБУНОВ: Основанием для лишения лицензии является отсутствие летного сертификата - то есть отзыв, приостановление и так далее. В противном случае - грубое нарушение правил лицензирования, к коим относятся: создание угрозы жизни и здоровью пассажиров, либо несоответствие правилам, которые могут повлечь таковые, либо уже наступившие тяжкие последствия, как, например, смерть пассажиров.

Между тем сегодня речь зашла и о других серьезных нарушениях в работе “ВИМ-Авиа”. Это касается уже времени полетов и отдыха экипажей. В гражданской авиации все расписано четко. Пилот летит определенное время и определенное время должен отдыхать. Превышать первый интервал и сокращать второй - грубейшее нарушение правил безопасности, рассказал нам заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский.

ЗАБОЛОТСКИЙ: Есть нормированный рабочий день - сколько человек находится на рабочем месте, какой у него может быть налет за определенный промежуток времени. И должен быть обязательно отдых между полетами. То есть это регламентировано все документами. И если это не выполняется - это не вина командира, он может сказать: “Да, я готов”. Конечно, он нарушает, но если он возмутится, то его просто-напросто сгнобят.

Прокуроры обнаружили 2 случая, когда экипажи перевозчика уходили в рейс, отдохнув меньше положенного. Здесь также возбуждены административные дела. Но в отношении уже двух командиров летных отрядов, а не менеджмента компании. По мнению Виктора Заболотского, цепочка приказов о внеочередном вылете немного длиннее, чем цепочка отвечающих за это по закону.

ЗАБОЛОТСКИЙ: Дело все в том, что командир летного отряда несет ответственность за работу в своем коллективе. В первую очередь - за безопасность, за выполнение всех регламентов. Но дальше включается менеджмент: ну, представьте, заболел экипаж, дежурного нет, а пассажиров - 180 человек, которым нужно лететь, хоть ты тресни, иначе авиакомпания понесет большие убытки. И начинает на командира давить еще и менеджмент: как так, почему не предусмотрели? Вот и пытаются дальше выкрутиться. А случись неприятности - то, естественно, их свалят на командира воздушного судна, на командира отряда, потому что он допустил такое, и на врача. Там все попадают на крючок сразу, кроме менеджеров.

И как раз история с безопасностью, по мнению Дмитрия Горбунова, может иметь последствия для “ВИМ-Авиа” куда более серьезные, нежели задержки рейсов.

ГОРБУНОВ: В этом случае нарушение порядка отдыха пилотов влечет угрозу жизни и безопасности пассажиров в ходе перелета. Это может являться основанием для отзыва лицензии - если это будут неоднократные нарушения.

Весь вопрос в том, сколько подобных фактов будет действительно задокументировано. Представители “ВИМ-Авиа” подтвердили в пресс-релизе оба случая сокращенного отдыха, отметив, что в одном из них до положенных 42 часов в неделю пилот не дотянул всего 50 минут. Далее - по тексту: “Вряд ли данное отклонение может оказать  существенное влияние на безопасность полетов, но в любом случае будет  тщательно расследовано и будут приняты соответствующие меры”.