тема: ММКФ
11:32, 27 июня 2017

39 ММКФ: многообразие российского кино

На Московском кинофестивале представлены три отечественные конкурсные ленты: "Купи меня" Вадима Перельмана, "Карп отмороженный" Владимира Котта и "Мешок без дна" Рустама Хамдамова. О российских участниках форума рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин

В этом году Московский кинофестиваль, 39-й по счету, обеспечил зрителям и жюри образцово-показательное разнообразие всех возможных форм российского кинематографа. Три картины, претендующие на "Золотого Георгия", не схожи ни в чем, и каждая интересна по-своему, имея и достоинства, и недостатки. "Купи меня" Вадима Перельмана, работавшего в Голливуде режиссера нашумевшего сериала "Измены", это мейнстрим, хоть и не блокбастер. Сентиментальная и нравоучительная история трех подружек, решивших не делать в жизни карьеру, а торговать собой вплоть до предположительно счастливой встречи с принцем на белом коне, рассказана скучным и прямолинейным языком, больше пригодным для телевидения, но немудрящие и вполне целомудренные эротические сцены, а также обаяние трех молодых актрис взяли свое. Принимали "Купи меня" очень тепло.

"Карп отмороженный" Владимира Котта - фильм для тех, кто помнит и советское кино, и советскую жизнь, как ее помнит главная героиня, интеллигентная пожилая учительница русского языка и литературы из отдаленной деревни. В самом начале картины она узнает от врача - бывшего ученика, как и практически все обитатели деревни, - что с сердцем у нее дела совсем плохи, и умереть она может в любую секунду. Сказать об этом занятому бизнесмену - сыну, который крайне редко приезжает к матери из большого города, - героиня не решается. И, воспользовавшись его отъездом, начинает готовиться к неотвратимой смерти: добывает липовую справку из морга - патологоанатом тоже у нее учился, - потом выбирает в магазине простенький гроб. Но смерть никак не наступает, как у карпа, подаренного героине в начале картины и замороженного ей в холодильнике, а потом чудом ожившего и превратившегося в домашнюю рыбу. Простодушное обаяние этой картины о традиционных ценностях и семейном тепле выражено, прежде всего, в актерских работах: главное событие здесь - возвращение на большой экран и на центральную роль Марины Нееловой, чью подругу играет не менее замечательная Алиса Фрейндлих, а сына - Евгений Миронов.

Наконец, "Мешок без дна" - не зрительское, а сугубо авторское, причем довольно радикальное кино, новое творение культового режиссера и художника, автора всего нескольких, но знаменитых фильмов Рустама Хамдамова. Эта изысканная черно-белая лента является своеобразной экранизации новеллы Рюноске Акутагавы "В чаще", той самой истории об изнасиловании и убийстве, которая легла в основу фильма Куросавы "Расемон". Только у Хамдамова самурай стал царевичем, разбойник стал похож на Стеньку Разина, в уравнении появилась и ведьма, роль которой сыграла Алла Демидова. А рассказчицей всей истории оказалась фрейлина при дворе Александра II, сыгранная Светланой Немоляевой. Очень сложная и местами невыносимо живописная картина Хамдамова вновь заставит спорить о его гениальности, пытаться понять скрытый смысл или доказать, что никакого смысла и не было - одна красота. Хотя даже если так, что же тут плохого?