19:10, 06 сентября 2017

"маму!" Аронофски не забудешь

На Венецианском кинофестивале показали скандальный фильм "Мама!" Даррена Аронофски. Фильм встретили оглушительным свистом, хотя были и овации. Мистический триллер с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом радикально разделил аудиторию. Все подробности - у обозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина.

"мама!" стала главным венецианским скандалом этого года, но это, в том числе, потому, что она же была самой ожидаемой конкурсной картиной. Даррен Аронофски - воспитанник и любимец Венецианского фестиваля. Его "Фонтан" здесь когда-то освистали не менее оглушительно, чем теперь "Маму!". Зато его "Рестлер" с Микки Рурком неожиданно для многих получил "Золотого льва", а его "Черный лебедь" эффектно открывал программу одного из фестивалей. Наконец, сам он возглавлял здесь жюри, и тогда отдал главный приз Александру Сокурову.

Теперь же масла в огонь подливала таинственная аура вокруг "мамы!". Режиссер год работал над этим проектом, держа его в строжайшем секрете. Никто не знал ни сюжета, ни замысла, ни толком даже жанра. Были известны лишь исполнители двух главных ролей - "оскаровская" любимица, героиня "Голодных игр" Дженнифер Лоуренс и самый, вероятно, известный в мире испанский актер современности Хавьер Бардем. И двух второстепенных: живые гуру американского кино - Эд Харрис и Мишель Пфайфер.

Итак, о чем же "мама!"? Фильм начинается в огромном доме, стоящем посреди красивого сада, и за пределы этого пространства так и не выходит, хотя со временем зритель начинает понимать: речь идет не столько об одной семье, сколько обо всем человечестве. Недаром же герои фильма безымянны. Он - Бардем - поэт в состоянии творческого кризиса: он знаменит и успешен, но что с того? Ему не пишется, и даже красавица-жена - Лоуренс - не в состоянии его утешить.

Все меняется, когда в дом приходят незваные гости. Сперва доктор - Харрис, - который и сам тяжело болен. Затем его жена - Пфайфер. Потом - их двое взрослых сыновей. А когда случается непредвиденная беда, - все их друзья, знакомые и близкие; сперва на поминки, а потом - на праздник. Придя в дом, они его отказываются покидать. И это лишь первая половина, уже намекающая и на "Сияние", и на "Ребенка Розмари". Во второй мама станет, наконец, мамой - то есть забеременеет, - а ее счастливый муж снова примется творить. Но и это не к добру: ведь дом по-прежнему осаждают толпы незнакомцев - фанатов и фанатиков.

О чем этот виртуозный, тревожный, необаятельный, но в чем-то неотразимый фильм? Об отношениях и взаимозависимости мужчины и женщины, об эгоизме и эксплуатации. О творческом процессе и порожденных им демонах. О женских страхах и мужском нарциссизме. Но еще, верьте или нет, об устройстве мира и человечества: Аронофски показал не просто хоррор, а настоящую космогонию с богом, дьяволом, апокалипсисом и Девой Марией.

Не верите? Проверьте сами. Но будьте готовы, что и вам может захотеться затопать ногами и засвистеть. Или нет: реакция на такое бешеное, бескомпромиссное, наглое, во всех отношениях чрезмерное кино обязательно будет сильной, но не обязательно позитивной. Одно лишь гарантировано: вы еще не скоро забудете "Маму!".