13:08, 08 сентября 2017

“Мектуб, моя любовь”: кино, какое сегодня практически никто не умеет снимать

74-й Венецианский кинофестиваль подходит к концу. Его последней сенсацией стал фильм “Мектуб, моя любовь” французского режиссера Абделлатифа Кешиша, автора скандально нашумевшей картины “Жизни Адель”.  Интересно, что для оплаты съемок режиссеру пришлось выставить на продажу свою награду - "Золотую Пальмовую ветвь". За события на фестивале внимательно следить кинообозреватель “Вестей FM” Антон Долин

Венеция 2017 года оказалась посвящена преимущественно англоязычному кино. То есть фильмы были самые разные, но запомнились прежде всего американские. Сатирический “Короче” Александра Пейна, открывавший фестиваль, бурлескная злая комедия Джорджа Клуни “Субурбикон”, блестящие “Три билборда близ Эббинга, Миссури”, снятые англичанином Мартином Макдонахом в Штатах, мрачная и чарующая сказка Гильермо дель Торо “Форма воды” - это только часть общего списка. И жюри возглавила знаменитая американская актриса Аннетт Беннинг.

Однако последний аккорд в конкурсной программе прогремел с другой стороны - из Франции. Конечно, эту картину организаторы фестиваля неслучайно оставили напоследок. “Мектуб, моя любовь”, с подзаголовком по-итальянски canto uno, то есть “Песнь первая”, - новый фильм Абделлатифа Кешиша. Французский режиссер тунисского происхождения был открыт в начале XXI века именно Венецией, где прогремел и получил приз за лучший дебют его первый фильм “Ошибка Вольтера”. Здесь же позже награждали Гран-при душераздирающую житейскую драму Кешиша “Кускус и барабулька”, потом показывали скандальную “Черную Венеру”. Именно Кешиш стал сенсацией Каннского фестиваля со своей монументальной “Жизнью Адель”, беспрецедентно откровенной любовной драмой о двух влюбленных друг в друга девушках: эта эротическая лента получила “Золотую пальмовую ветвь” от самого Стивена Спилберга.

И вот - “Мектуб”, следующая работа режиссера, основанная на романе известного французского писателя Франсуа Бегодо. “Мектуб” по-арабски значит “судьба”, судьба для Кешиша тесно связана с любовью и свободой. Из трех этих стихий и складывается фильм - безразмерный, длящийся больше 3 часов, почти бессюжетный, но странным образом невероятно увлекательный. Главный герой, начинающий сценарист Амин, бросивший обучение в медицинском училище в Париже, возвращается в родной городок на побережье. На дворе 1994 год, август, каникулы. Он встречает подругу детства Офели и ее любовника, своего кузена Тони, снова общается с родителями, дядей, другой родней, потом они вместе отправляются в ресторан тунисской кухни, на пляж, на дискотеку… Одна из самых увлекательных сцен фильма - Амин, дежурящий посреди ночи в стойле для овец, в ожидании, пока одна из них разрешится от бремени: рождение ягненка показано с трепетом, который можно назвать сакральным.

“Мектуб” - настоящий гимн жизни и молодости, трепещущий и пульсирующий, не фальшивый ни на секунду: кино, какое сегодня практически никто не умеет снимать. Это и виртуозно, и просто, и доступно, и совершенно необъяснимо волшебно. Теперь главный вопрос - оценит ли это жюри.