Росавиация проверяет "ВИМ-Авиа". Продолжительные задержки рейсов у одного из крупных российских перевозчиков продолжаются уже четвертый день. Сегодняшние вылеты машин "ВИМ-Авиа" из Домодедова лишь на четверть - вовремя. Несколько зарубежных рейсов уже перенесено на завтра. Аэропорт готов обслуживать компанию в долг до полуночи. Что будет дальше? Ответ на этот вопрос ищут уже и следственные органы. Подробнее - в материале специального корреспондента "Вестей FM" Сергея Артёмова

На понедельник у "ВИМ-Авиа" из аэропорта Домодедово было намечено 18 рейсов. Только 4 из них улетели с задержкой менее получаса. Остальные - не спешили от 2,5 до 12 часов. Рейс на Певек отменен вообще. Два вечерних рейса в китайские города и один в Иркутск перенесены на глубокую ночь - уже на вторник. 

Пресс-служба "ВИМ-Авиа" в утреннем комментарии извинилась перед пассажирами и сообщила, что идут консультации с финансовыми компаниями, партнерами и государственными органами по исправлению ситуации. Судя по объему долгов (около 500 миллионов - за керосин, и свыше 200 миллионов - по зарплате персоналу) без помощи правительства будет сложно обойтись, полагает исполнительный директор портала "Авиапорт.Ру" Олег Пантелеев.

ПАНТЕЛЕЕВ: Всем очевидно, что без внешней поддержки склонить кредиторов и поставщиков услуг к тому, чтобы продолжать взаимодействие с авиакомпанией, будет достаточно сложно. Это позволило бы авиакомпании в самый тяжелый период - конец высокого сезона - благополучно отработать, вывезти всех пассажиров, которые приобрели билеты на рейсы авиакомпании. Ну, а уже дальше, когда ситуация несколько успокоится, принимать решение насчет дальнейшей ее судьбы. 

Решения могут быть экстренными - как летать прямо сейчас - и стратегическими: каким путем "ВИМ-Авиа" будет рассчитываться с долгами? Судя информации, что заправочный сервис Домодедова продлил заправку самолетов в долг до полуночи; пока разговор идет о скорейшем вывозе туристов, говорит главный редактор портала "Авиа.Ру" Роман Гусаров.

ГУСАРОВ: Можно попросить контрагентов обслуживать компанию в течении короткого времени - день-два, ну, неделю, может, месяц. Но сама по себе проблема не исчезнет. Очевидно, что компания не способна рассчитаться по своим долгам из своей операционной прибыли, если таковая существует. А летний высокий сезон, по сути, закончился, и в будущем у этой компании финансовая ситуация никак не улучшится. Возможно, сейчас - некая отсрочка для принятия окончательного решения о судьбе авиакомпании.

Еще на прошлой неделе Генпрокуратура направила представление в Росавиацию, где было подсчитано, что 12% рейсов за 8 месяцев года "ВИМ-Авиа" выполнила с задержкой более чем на 2 часа. Далее - о задержках зарплат пилотам и персоналу, а также - о нарушении режима труда и отдыха экипажей, что напрямую сказывается на безопасности полетов. Вывод таков: Росавиация должна дать оценку, соответствует ли "ВИМ-Авиа" сертификационным требованиям? Простым языком, не пора ли, на фоне и многочисленных летних историй с задержками рейсов и нынешнего долгового тупика и новых задержек по этой причине, поставить вопрос об отзыве лицензии у "ВИМ-Авиа"? 

Генпрокуратура, как отмечается, держит это представление на контроле. То есть от Росавиации требуется обоснованное решение. И как можно скорее. Тем паче, в тексте упомянуто и бездействие официальных лиц Росавиации, которое, среди прочего, привело к массовому нарушению прав пассажиров. Надо понимать: Генпрокуратура недовольна, что жесткие меры не были приняты еще в июле, когда в расписании "ВИМ-Авиа" случился веерный сбой. 

Вообще, по итогам 1 полугодия многие авиакомпании зафиксировали у себя прямые убытки, продолжает Роман Гусаров. Что угрожает всей отрасли.

ГУСАРОВ: У кого-то, может быть, жирок потолще, и он может еще протянуть. Ау кого-то - жирок потоньше, вот он и свалился. И здесь правительству нужно не просто спасать одну компанию, но в целом внимательно посмотреть на авиационную отрасль и создать другой экономический климат для всей отрасли в целом, чтобы мы через 5-7 лет не остались у разбитого корыта с одной авиакомпанией-монополистом.

Если "ВИМ-Авиа" намерена остаться на рынке, то программа ее спасения будет разрабатываться не один день. Пока же свежее краткое сообщение из пресс-службы компании гласит, что Росавиация сегодня начала внеплановую проверку ее деятельности.