17:50, 26 сентября 2017

“ВИМ-Авиа” улетает от чартеров

Проблемы задолжавшего перевозчика продолжают разрастаться и коснулись уже десятков тысяч человек. Российских туристов, которые остались за границей с билетами “ВИМ-Авиа”, будут вывозить другие компании, а в целом ее господдержка – бессмысленна, заявил сегодня министр транспорта Максим Соколов. “ВИМ-Авиа” с сегодняшнего дня будет обслуживаться во Внукове. Как долго? Финансовый вопрос - а это не менее 3 миллиардов рублей - до сих пор не решен, а самолеты “ВИМ-Авиа” могут быть арестованы. Продолжает тему обозреватель “Вестей FM” Сергей Артемов.

Билеты компании “ВИМ-Авиа” на даты до конца октября могут быть на руках примерно у 190 000 человек. Подсчеты еще идут, но точно известно про 39 000 - именно столько россиян находятся сейчас на курортах в Греции, Италии, Испании, на острове Крит и в Турции. Их путевки были в едином пакете с рейсами перевозчика. Доставка людей домой стала главной темой совещания в Ростуризме сегодня. Ключевое решение огласил глава ведомства Олег Сафонов.

САФОНОВ: В настоящее время Росавиация и Минтранс работают над определением того, какие компании займутся возвратом туристов на Родину. Возможно, это будут самолеты “ВИМ-Авиа”, возможно - другие перевозчики. Планируется, что рейсы будут осуществляться во Внуково, эта работа в настоящее время активно ведется. Я хочу подчеркнуть, что все федеральные органы исполнительной власти РФ работают очень активно, чтобы разрешить непростую ситуацию в связи с остановкой чартерных перевозок авиакомпанией “ВИМ-Авиа”.

Ростуризм и ассоциация “Турпомощь” организовали горячую линию для российских туристов за рубежом. Телефоны указаны на сайте этих организаций.

“ВИМ-Авиа” сегодня отменила все рейсы из Домодедова. Причем отмена в корне меняет обязательства компании перед пассажирами - им не предоставляются гостиницы, питание и новый рейс. Перевозчик лишь возвращает деньги за билеты. На сайте компании сказано, что перевод денег на карту покупателя происходит в течение 30 дней с момента подачи заявки. Но электронный доступ к заявке о возврате внезапно перестал быть доступен, констатировал представитель сервиса продажи билетов “Посошок.ру” Денис Валеев.

ВАЛЕЕВ: К сожалению, в данный момент вернуть деньги не получится никаким образом. Потому что деньги могут быть возвращены, если компания авторизует вынужденные возвраты. На данный момент в системе “Сирена”, которой выписываются билеты, в принципе закрыта возможность оформлять возвраты как таковые, независимо от того, вынужденные они или нет. Людям нужно сделать несколько простых шагов - написать письмо в авиакомпанию или агентство, где они покупали билеты, с просьбой начать оформление возврата, а потом ждать, как в дальнейшем себя поведет авиакомпания.

Но, скорее всего, прибавится и еще один шаг - заявление в суд.

С сегодняшнего вечера самолеты “ВИМ-Авиа”, которые должны вернуться в Москву, примет Внуково. И в дальнейшем перевозчик будет работать оттуда, об этом сообщали разные источники сегодня. Но за какие средства - оставалось непонятным.

По сведениям издания “Ведомости”, банк “Зенит” был готов представить “ВИМ-Авиа” кредит в 1,5 миллиарда рублей - это примерно половина от общей задолженности перевозчика. При этом было поставлено условие - отказаться от чартерных программ и заняться только регулярными рейсами. И, как мы видим, “ВИМ-Авиа” с полуночи отменила чартеры. Однако, по мнению главного редактора портала “Авиа.ру” Романа Гусарова, это мог быть и самостоятельный шаг.

ГУСАРОВ: Может, напротив, выполнив эти перелеты, она еще больше нарастит убытки. Потому что чартерные контракты заключаются заблаговременно, но часто так бывает, что в процессе выполнения чартерной программы растут цены, растет себестоимость, и компания на этом ничего не зарабатывает.

В свете этого требование одного из банков отказаться от чартерной программы неудивительно. Только на регулярных маршрутах компания могла иметь стабильную прибыль и возвращать долг. Но, продолжает Роман Гусаров, “ВИМ-Авиа” своей политикой развития поставила себя в патовую ситуацию.

ГУСАРОВ: Дело в том, что она в основном располагает парком дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов, применять которые на регулярных маршрутах просто негде. Внутри России на них летают на Камчатку, на Дальний Восток - практически всё. А за рубежом, согласно межправительственным соглашениям, надо иметь соответствующие допуски, которых у “ВИМ-Авиа” нет. Да, наверное, надо бы перевести бизнес с чартеров на регулярку, но, к сожалению, сама структура парка воздушных судов не позволяет это сделать. Отказавшись от чартерной программы, авиакомпания вообще остается ни с чем.

Министр транспорта РФ Максим Соколов считает бессмысленной господдержку авиакомпании "ВИМ-Авиа", которая столкнулась с финансовыми проблемами:

СОКОЛОВ: Господдержка уже бессмысленна, потому что данная компания практически прекратила свою работу. Нужна господдержка в решении этой ситуации, предложения такие формируются штабом и потом через Минтранс будут направлены в правительство.

Сегодня прошло еще одно специальное совещание - в Росавиации. И, судя по его итогам, и на регулярных рейсах “ВИМ-Авиа” поставлен крест. По информации регулятора, в будущем году бюджет выделит 200 миллионов рублей перевозчикам, которые заместят “ВИМ-Авиа” на маршрутах внутри России. И такие перевозчики уже выказали подобное желание - это “Уральские авиалинии”, I-Fly, Red Wings, Nordstar, ИКАР, “Северный ветер” и “Якутия”. Они перевезут пассажиров с билетами “ВИМ-Авиа”. Также, согласно данным Росавиации, пассажиров “ВИМ-Авиа” из Турции уже вывозят компании Royal Flight и Azur Air.

И сегодня вечером стало известно, что самолеты “ВИМ-Авиа”, взятые в лизинг, могут оказаться под арестом из-за просрочки текущих платежей за их использование. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ “Мошенничество”, по факту хищения денежных средств у пассажиров должностными лицами "ВИМ-Авиа". "Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту Домодедово, не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея таким образом возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше миллиона рублей", - сообщили в Следственном комитете. Сумма примечательна тем, что открывает специальную формулировку статьи – “в особо крупном размере” - с более суровым наказанием.