Следственные органы и специалисты Межгосударственного авиационного комитета продолжают выяснение причин катастрофы самолета "Саратовских авиалиний". Изучаются все возможные версии, внеплановые проверки начаты в аэропортах Саратова и Домодедово. Уже обнаружены черные ящики лайнера. Подробности - в материале обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Спасательная операция, увы, довольно быстро - после того, как стало ясно, что выживших в катастрофе нет - стала поисковой. О первых ее итогах рассказал руководитель правительственной комиссии, министр транспорта Максим Соколов.

СОКОЛОВ: Всего в поисково-спасательных работах было задействовано около 1000 человек, почти 200 единиц техники. В настоящий момент операция, по сообщению МЧС, перешла в поисковую стадию, которая продлится примерно неделю. Как доложили мне коллеги из Межгосударственного авиационного комитета, обнаружен один из самописцев, который фиксирует параметрические данные.

После полудня, из сообщения начальника Главного Управления МЧС по Подмосковью Сергея Полетыкина, стало известно о находке второго черного ящика. 

ПОЛЕТЫКИНА: По последней информации, в 18 секторе найден самописец. Сейчас работает МАК для подтверждения и идентификации данного прибора.

На двух самописцах находятся данные о параметрах полета и работе всех систем лайнера, а также переговоры его экипажа. Еще вчера следователи получили записи общения пилотов с диспетчерами на всем печально коротком рейсе. Все это - важнейшие сведения для установления причин трагедии.

Несколько версий уже было озвучено - вплоть до самых невероятных. Так, упаковки с логотипом "Почты России", которые перевозились на борту Ан-148 среди прочего груза, вызвали у очевидцев предположение о якобы столкновении лайнера с почтовым вертолетом. "Почта России", разумеется, отвергла эти домыслы. Еще одна догадка - плохие метеоусловия. В момент вылета, в 14:30, в Домодедово был штиль, легкий снег и температура минус 1 градус. Десятки других бортов садились и взлетали безо всяких помех, а погибший самолет был оснащен всей аппаратурой для сложной погоды. 

Проверить вариант, что самолет мог быть не обработан антиобледенительной жидкостью, несложно. Такая обработка - процедура недешевая и ее применяют для устранения возможных корок льда на закрылках и элеронах крыла, а также на рулевом оперении. Компания должна оплатить эту услугу и данные платежа будут доступны следователям.

Внеплановые проверки уже ведутся в аэропортах Саратова и Домодедово. Руководитель "Саратовских авиалиний" Алексей Вахромеев сейчас находится в Москве и вместе с техническим директором и инспектором авиационной базы работает со следствием. К этому моменту точно установлено лишь то, что самолет не взорвался в воздухе, говорит официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

ПЕТРЕНКО: Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания. Взрыв возник после падения самолета. Организовано проведение обысков и изъятие документов в офисе авиакомпании "Саратовские авиалинии", в аэропортах произведены выемки документации по обслуживанию и техническому осмотру воздушного судна, а также - по медицинскому осмотру членов экипажа.

Рейс 703 Домодедово - Орск вылетел из Москвы в 14:22. Самолет за 3 минуты набрал почти 2000 метров высоты и скорость около 700 км/ч. Затем машина просела метров на 200 и скорость ее упала - скорее всего, экипаж тогда перевел механизацию крыльев и тягу двигателей в полетный режим. Но с выходом на назначенный эшелон случились проблемы и машина через полминуты вновь начала падать. За 20 секунд - на километр. В 14:27 Ан-148 с 65 пассажирами и 6 членами экипажа рухнул на поле вблизи села Степановское в Раменском районе. По данным диспетчеров, скорость в момент перед столкновением с землей составляла 630 км/ч. 

Этот самолет выполнял вчера свой четвертый за день рейс. Утром он прилетел в Москву из Пензы, затем из Москвы в Саратов и снова в Москву. А потом - в Орск. Следователи также побывали в аэропорту Пензы и взяли пробы топлива там - известно, что некачественный или не по сезону керосин может стать причиной отказа двигателей как раз на начальной стадии полета. Эта версия также будет изучена. 

Самолет Ан-148-100 с бортовым номером RA-61704 был выпущен в июне 2010 года на Воронежском авиастроительном объединении. Поступил во флот компании "Россия", а год назад был передан ею в лизинг "Саратовским авиалиниям" вместе с 5 другими однотипными машинами. В январе этот борт прошел сложные регламентные работы, так называемый C-check, с участием изготовителей планера и двигателя. После чего летная годность его была подтверждена на очередные 4000 часов работы. По информации воронежского завода ресурс самолета был исчерпан едва на четверть.

О том, что катастрофу вызвали все же технические причины, можно догадаться по приостановке всех полетов четырех остальных машин этого типа во флоте "Саратовских авиалиний". И эти причины, так или иначе, вероятно, связаны с ремонтом и обслуживанием бортов в компании. Потому что другие Ан-148 в российской гражданской авиации, а это 3 самолета у авиакомпании "Ангара", с линий не сняты.