16:54, 02 апреля 2018

Страховка от невылета: кто оплатит перелёты "застрявших" авиапассажиров?

Государство оплатит перелёты "проблемных" авиакомпаний. Росавиация предложила вывозить застрявших пассажиров, не дожидаясь, пока у перевозчика аннулируют лётный сертификат. Кроме того, власти хотят поддержать региональные авиарейсы, повысив НДС на перелеты через Москву. Перевозчики сразу предупредили о подорожании билетов. Кому придётся компенсировать затраты, разбирался экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов.

Новые правила гарантируют перелёт за госсчёт в тех случаях, когда компания ещё числится авиаперевозчиком, но фактически прекратила полёты. Сейчас государство берёт на себя расходы только после отзыва сертификата эксплуатанта авиакомпании. Другие перевозчики доставляют пассажиров банкрота в обмен на госсубсидии.

Эта система дала сбой в прошлом году – при банкротстве одного из крупнейших российских перевозчиков – "ВИМ-Авиа". Его владельцы долго не признавали наличие финансовых проблем. Тем временем тысячи пассажиров "ВИМ-Авиа" не могли улететь домой и неделями сидели в аэропортах.

Теперь власти будут оплачивать перелёты, как только начнутся первые задержки рейсов. Потребуется дополнительное финансирование из бюджета, отмечает главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. На это пока нет денег, так что не исключено, что скоро может появиться обязательный страховой сбор от невылета.

ГУСАРОВ: Если приостановка деятельности произошла из-за финансовых проблем у самой авиакомпании, то здесь нет необходимости перекладывать всю ответственность на государство. Надо параллельно развивать механизмы страхования, предлагать пассажирам при покупке авиабилета страховать себя от невылета. Эта страховка – недорогая, и вы сможете за счёт страховой компании вернуться на Родину.

Ввести обязательный страховой сбор для пассажиров предложили сразу после краха "ВИМ-Авиа". Называлась конкретная сумма – 10 рублей с каждого билета. Но тогда идею не поддержали. Крупным перевозчикам в случае форс-мажора всё равно пришлось бы обращаться за деньгами к государству.

Тем временем чиновники придумали, как поддержать небольшие региональные авиакомпании и аэропорты. Минфин предлагает поднять НДС на перелеты через Москву с 10 до 18%. Одновременно на остальные внутренние перевозки останется льготная ставка – или налог вовсе обнулится. По подсчётам газеты "Ведомости", авиакомпании заработают на региональных маршрутах около 12 миллиардов рублей, но потеряют вдвое больше на рейсах через Москву.

Что делать с НДС на авиаперелеты, обсуждается давно. Сегодня ставка одинакова для всех внутренних рейсов, при этом 3/4 пассажиров летят с пересадкой в столице. По логике чиновников, 20-процентная разница в стоимости перелёта для региональных рейсов и тех, что летит через Москву, должна исправить ситуацию. Это не совсем так, отмечает главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. Многие летают только в столицу и обратно, так что авиакомпании не наберут пассажиров на прямые рейсы между городами.

СИНИЦКИЙ: Чтобы были прямые связи между городами, нужно набирать на 2 рейса туда и обратно утром и вечером. Потому что если у вас нет утреннего и вечернего рейса, то деловой поток сразу падает. Практика показывает, что как только поток из какого-то города через Москву становится достаточно большим, авиакомпания может открыть прямой рейс.

В Минтрансе согласны обнулить НДС на маршрутах в обход Москвы, но настаивают на прежней льготной ставке для московских рейсов. По мнению авиаперевозчиков, повышение НДС обернётся подорожанием билетов. На сколько – сказать пока трудно: повысить ставку планируют не сейчас, а через 4 года.