14:07, 09 апреля 2018

Великий некрасавец: Жану-Полю Бельмондо – 85

Сегодня 85 лет исполняется одному из самых знаменитых артистов в мире – французу Жану-Полю Бельмондо, звезде комедий, боевиков и воплощению романтической "Новой волны". О жизни, карьере и лучших ролях актера вспоминает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Во Франции его знает каждый и зовут ласково – Бебель. С 2001 года, когда он перенес инсульт, Жан-Пьер Бельмондо почти не снимается – исключение было сделано для слабого, хоть и трогательного фильма "Человек и его собака" – не выходит на сцену и крайне редко появляется на публике. Однако он жив и вечно любим – что уже кажется чудом. Бельмондо всегда был не просто артистом, обаятельным и ни на кого не похожим – хотя сам, с легкой руки Жана-Люка Годара ассоциировал себя с другим великим некрасавцем, и тем не менее героем Хамфри Богартом. Фанатом Богарта был Мишель Пуаккар, первый великий персонаж Бельмондо, после рождения которого смешно было вспоминать о том, как продюсеры давали Бельмондо от ворот поворот и цедили через зубы, что о карьере ему и мечтать нечего. Пуаккар – хулиган, анархист, бездельник, преступник – дал старт французской "Новой волне" и жизни Годара в кино; совершающий случайное убийство фланер, сыгранный Бельмондо, стал символом поколения в 1959 году. Он еще снимался у Годара: в менее удачном "Женщина есть женщина", а потом в 1965 году в еще более радикальном и почти террористическом по своим авангардным идеям "Безумном Пьеро".

Но уже тогда было ясно, что дни Бельмондо в авторском кино сочтены; закончился его роман с "Новой волной" в романтической "Сирене Миссисипи" Франсуа Трюффо, где он сыграл в паре с Катрин Денев. Эпилогом стал необычный "Стависки" Алена Рене в 1974 году. Но уже в начале 1960-х харизму и силу личности Бельмондо способны оценить режиссеры другого почерка и стиля – и крестный отец французского нуара Жан-Пьер Мельвиль в драме "Леон Морен, священник", и на родоначальника итальянского неореализма Витторио де Сику в "Чочаре" с Софи Лорен, и на самого Луи Маля, снявшего Бельмондо в картине "Вор". А изменил ход карьеры Бельмондо Филипп де Брока, позвавший его в головокружительную авантюрную картину "Человек из Рио" – кстати, один из хитов советского проката.

У нас Бельмондо очень хорошо знали и любили, но только в качестве героя боевиков – хотя синефилы протестовали, да и самый простодушный зритель мог заподозрить, допустим, по ироническому многослойному фильму "Великолепный" того же де Брока, что Бельмондо не так-то прост, а к собственной славе героя-любовника относится вполне скептически. Что не мешало эту славу использовать на полную катушку.

"Страх над городом" и "Неисправимый", "Чудовище" и "Кто есть кто", "Ас из асов" и "Вне закона" – везде он был смешливым и стремительным, легкомысленным и влюблявшим в себя моментально: как бы ни звали персонажа, смотрели зрители на Бельмондо. Апофеозом своего рода стал вовсе не лучший фильм с его участием, но, может быть, самый известный – "Профессионал" Жоржа Лотнера, музыкальная тема из которого стала, может быть, самым популярным саундтреком ХХ века.

Постареть на экране Бельмондо так и не смог, буквально не решился: единственной более-менее удачной попыткой была роль Жана Вальжана в спорной экранизации "Отверженных" Клодом Лелушем. Так что, может быть, и хорошо, что он сошел со сцены: так проще остаться вечно молодым и молодцеватым в нашей памяти – и тех фильмах, память о которых останется надолго.