Общероссийское объединение пассажиров пожаловалось на авиаперевозчиков в Федеральную антимонопольную службу. В письме сказано, что цены на полеты из Москвы и обратно во многие города, где пройдут игры сборных на футбольном чемпионате мира, выросли в разы. Причем этот рост четко увязан как раз с датами встреч. Объединение просит регулятора должным образом отреагировать, поскольку, как резюмируют авторы, эта история плохо влияет на мобильность граждан внутри страны. Сайты бронирования изучал обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.

Представители Общероссийского объединения пассажиров в течение нескольких месяцев изучали изменение цен на билеты в привязке к чемпионату мира. По словам зампреда организации Ильи Зотова, картина получилась следующая.

ЗОТОВ: Цены регулярно завышались. Сначала это было в 4 раза. Ближе к чемпионату – порядка 7 раз. Эта информация дает нам основание полагать, что компании изначально, без динамического ценообразования, завысили необоснованно цены, тем самым поставив обычных пассажиров в неудобное положение. Страдают обычные пассажиры, которые ездят в командировки, семьями отдыхают и так далее. Цена в 60 000 рублей в Волгоград из Москвы, конечно, очень высокая.

Причем явно заметны волнообразные ценовые скачки – в зависимости от дат матчей. Так, 16 июня в Саранске пройдет игра Перу – Дания. Мы тоже задали в поисковиках рейсы 15 июня (за день) в Саранск из Москвы и 17 июня (через день) – обратно. 2 прямых полета, каждый из которых длится полтора часа, обойдутся от 42 000 до 78 000 рублей, в зависимости от перевозчика. А вот, допустим, 22 – 24 июня – в дни без игр – билеты стоят 6 145 рублей в оба конца.

Следующий матч в столице Мордовии – 28 июня: Панама встречается с Тунисом. И опять – цены вверх: 27 – 29 июня туда-обратно – от 51 000 до 76 000. А затем вновь цена возвращается к 6 000.

Отслеживали ценовой график и на одном из билетных порталов – Aviasales.ru. И примерно неделю назад был отмечен значительный рост, рассказывает представитель сервиса Янис Дзенис.

ДЗЕНИС: И особенно по таким направлениям, как Казань и Саранск. Если в обычные летние дни туда-обратно можно слетать в пределах максимум 5 000 рублей, то в дни чемпионата мира стоимость повышается до как минимум 25 000 рублей. При этом это не просто рейс из Москвы в Казань, а рейс из Москвы в Казань с пересадкой в Уфе и Анапе. Прямой рейс стоит гораздо дороже.

Цены могут напугать и вызвать недоумение – справедливо ли это? Тарифы регулируются рынком, и порой это многим не нравится, полагает Янис Дзенис.

ДЗЕНИС: Безусловно, огромное количество желающих каким-то образом регулируется ценой, и это происходит каждый раз. Это было только что в Лондоне, когда там была королевская свадьба. Еще раньше это было на Евровидении. То есть – как всегда: чем больше спрос, тем выше цена. Спрос на матчи чемпионата мира – огромный, потому и растет цена билетов.

Изменение цены в зависимости от спроса называется динамическим. Но в чистом виде в авиаперевозках оно проявляется не только в увеличении, как в данном случае, тарифов, но и выпуске на линии дополнительных самолетов. И это тоже есть, приводит пример Илья Зотов.

ЗОТОВ: Многие говорят, что стоимость высокая, потому что низкое предложение, то есть мало самолетов летает. На самом деле количество самолетов увеличено по сравнению с "обычными" датами примерно на 20 – 30%. Но наименьший рост цены наблюдается в Калининграде и Сочи – около 40%, и такие приемлемые расценки как раз показывают некое динамическое ценообразование на этих стратегических направлениях. По остальным направлениям – Саранск, Волгоград – цены, конечно, не поддаются никакому обоснованию.

Направляя письмо в Федеральную антимонопольную службу, организация пассажиров намерена дождаться решительной реакции регулятора, заключает Илья Зотов.

ЗОТОВ: В правительстве есть экспертная комиссия, которая как раз перед чемпионатом мира была создана, она обязана контролировать рост стоимости. Было поручение президента удерживать доступные цены для пассажиров, которые путешествуют. Это поручение не было выполнено. Потому мы считаем, что ФАС должна оперативно отреагировать, и сейчас есть ряд заявлений депутатов Госдумы в поддержку данного обращения, они тоже готовы взять вопрос на контроль.

Конечно, 75 000 за билет в Саранск и обратно выглядят запредельными цифрами. Но вряд ли, как кажется, авиакомпании рады внезапным "барышам". В указанный город из Москвы ежедневно летают рейсы 3 компаний. Совокупно – не более 500 кресел. Чтобы доставить даже половину из потенциальных 45 000 болельщиков, журналистов, чиновников FIFA на каждый матч, перевозчикам придется снимать десятки самолетов с других регулярных рейсов. И за это ФАС уж точно по головке не погладит. Весьма вероятно, что завышенные в 10 раз цены – не способ легко заработать, но, скорее, вежливая рекомендация уважаемым гостям активнее пользоваться другими видами транспорта.