Экипаж пассажирского самолета компании "Победа" на минувшей неделе пришел на медкомиссию перед рейсом подшофе. Случилось это в аэропорту Сургута. Судя по результатам анализов, и командир, и второй пилот накануне приняли по бутылке водки на каждого. Врачи запретили лететь. Руководство перевозчика уже сделало выводы: летчики уволены. Но они могут попытаться получить работу в других компаниях. Закон это пока не запрещает. В деталях истории разбирался обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.

Самолет авиакомпании "Победа" должен был вылететь регулярным рейсом из Сургута в Махачкалу. Утром экипаж пришел на медицинскую комиссию. Во время общения врач усомнился в адекватности пилотов и провел тест на алкоголь. Результат – в крови командира содержание спирта составило 0,41 промилле, у второго пилота – 0,74. Для понимания: у взрослых мужчин показатель 0,50 – 0,60 промилле говорит о том, что за 12 часов до анализа они выпили бутылку водки. Но дальше произошло непонятное: летчики попросили немного времени, чтобы прийти в себя. Вероятно, они попросту выпили пива – буквально опохмелились для улучшения самочувствия. Иначе сложно объяснить, почему через полчаса алкоголь в крови у них вырос на 0,04 и 0,02 промилле соответственно.

Врач отстранил их от полета. Разбирательство было коротким: оба уволены решением руководства "Победы", говорит официальный представитель перевозчика Елена Селиванова.

СЕЛИВАНОВА: У нас абсолютно нулевая толерантность к сотрудникам, позволяющим себе выпить. Конечно, эти пилоты у нас больше не работают, но вопрос в другом: они могут теперь спокойно пойти и устроиться на работу в какую-то другую авиакомпанию. Именно поэтому "Победа" будет добиваться внесения в законодательство жесточайшей ответственности за употребление алкоголя в авиатранспортной отрасли, вплоть до лишения пилотских свидетельств.

Жесткие системные меры упомянуты потому, что никто не мешает уволенным пойти в другие компании. Это кажется невероятным, но "Победа" сейчас вынуждена делиться этим случаем с коллегами что называется из уст в уста, сожалеет Елена Селиванова.

СЕЛИВАНОВА: Насколько это возможно, конечно, мы рассказываем, что это за ребята. Но, во-первых, они действительно хорошо летали, никаких нареканий к ним раньше не было. А во-вторых, из-за того, что, к сожалению, был нарушен порядок медицинского освидетельствования этих пилотов в аэропорту Сургута, у нас не было основания, чтобы уволить их по статье соответствующей. Мы сейчас, конечно, проводим расследование и пытаемся это все повернуть вспять, чтобы доложить уже в определенной форме всем компаниям. Но нам приходится только неофициально всем рассказывать, что, мол, есть такие пилоты, не берите их.

Почему порядок медосмотра был нарушен – вопрос к администрации аэропорта Сургут. Мы не смогли получить комментарий: директор предприятия – в отпуске, его замы – постоянно на важных совещаниях. Можно лишь догадаться, что врач не выписал протокол о состоянии пилотов. И потому компания не смогла их уволить по "тяжелой" статье – с "волчьим билетом" в трудовой книжке.

Однако произошедшее – не выдумка; компания была вынуждена вызвать резервный экипаж, самолет улетел вовремя, но причины замены были очевидны. Отсюда и формулировка – "расторжение контракта по соглашению сторон", что позволяет обоим пилотам вновь искать работу.

Выход из трезвого режима – серьезный проступок в авиации многих стран, рассказала нам гендиректор группы компаний "Авиаперсонал" Анастасия Мирошниченко.

МИРОШНИЧЕНКО: Допустим, в Великобритании ответственность достаточно высока, там это всегда уголовная ответственность пилотов за нахождение в нетрезвом состоянии, причем не только на борту, но и при подготовке к полету, даже перед предполетным осмотром.

В России за "пьянство в небесах" пусть и серьезный, но только штраф. И так получается, продолжает Анастасия Мирошниченко, что медкомиссии, по сути, виновных от этого штрафа освобождают.

МИРОШНИЧЕНКО: У нас на сегодня это административное правонарушение. В основном пилотов отстраняют до полета – на предварительном медицинском осмотре, что, собственно, является фактом, подтверждающим, что полет они не выполняли в нетрезвом состоянии. И тогда они не несут эту самую ответственность.

За спиной каждого пилота – десятки пассажиров в каждом рейсе. Рюмка, заложенная за воротник лётного мундира, очень вероятно обернется гибелью всех. За минувшие 7 лет около 40 пилотов и бортпроводников почти десятка российских компаний были пойманы в нетрезвом виде, некоторые умудрились "приложиться" и за штурвалом в полете.

Руководство "Победы", основываясь в том числе и на свежей истории, намерено добиваться поправок в законе, которые бы не только лишали лётных лицензий за это, но и повышали ответственность до уголовной.