После отказа от чартерных программ по популярным пляжным направлениям у старейшего российского туроператора Natalie Tours начались сложности и с путевками. В Союзе туристических агентств говорят о десятках звонков от клиентов компании, которые столкнулись с проблемами при заселении в отели в Испании, Турции и Таиланде. Газета “Коммерсантъ” пишет о многомиллионной задолженности Natalie Tours перед контрагентами. Турагентства, которые работают с компанией, начали обращаться к другим операторам, чтобы отправить туристов на запланированный отдых. С подробностями – экономический обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов.

Natalie Tours временно недоступна – звонок на горячую линию для клиентов либо сбрасывается, либо просят оставить звуковое сообщение. Вопрос в онлайн-чате на сайте туроператора “висел” несколько часов, но на него никто так и не ответил. Удалось дозвониться в один из столичных офисов продаж Natalie Tours. Менеджер объяснила, что сейчас туроператор меняет принимающую компанию в Испании и Италии. Давний партнёр – испанская компания W2Meet – аннулировала бронирования Natalie Tours. Проблему якобы решат в ближайшее время. Но если клиент сомневается, менеджер может подобрать тур у другого оператора. Оказывается, офис Natalie Tours работает по франчайзингу, и в базе есть путёвки, например, от Tez Tour и “Библио глобуса”.

МЕНЕДЖЕР: По факту у компании трудностей нет. Но если что, если у вас будут какие-то сомнения, мы сможем забронировать через других туроператоров: от своего юрлица (у нас ООО) напрямую заключить договор, и принимающая сторона будет не Natalie Tours, а Tez Tour или “Библио глобус”.

В самой компании обещают полностью сохранить туры на базе регулярных перевозок. При этом в Союзе туристических агентств сообщают о десятках звонков от клиентов Natalie Tours, у которых возникли проблемы с заселением в Испании и Таиланде. Это те туристы, которые прилетел на отдых не чартером, а регулярным авиарейсом, но их номер в отеле не был оплачен. Комментирует гендиректор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

МУРАДЯН: Информация, безусловно, поступает тревожная: где-то просят оплатить немедленно проживание, где-то грозятся выселить. Но на каких-то курортах всё пока без проблем.

После того как Natalie Tours отменила чартерные программы по 6 популярным направлениям, некоторые агентства пошли к другим компаниям, лишь бы за свой счёт отправить клиентов в запланированные туры. Многие туристы готовы повторно оплатить поездку – при условии, что будут те же даты вылета и прилёта. Но июль – высокий сезон на большинстве курортов, так что найти отели по привлекательным ценам, например, в той же Испании очень непросто. Большинство агентств, которые работают с Natalie Tours, выжидают, не веря в худшее, рассказывает Артур Мурадян. Некоторые уже не надеются вернуть деньги за аннулированные туры и собираются судиться с компанией.

МУРАДЯН: Люди понимают, что средства не вернуть, и готовят документы, чтобы обращаться к компании с претензией, идти в суд. Ну а вчера уже появилась информация, что люди готовы идти в правоохранительные органы, потому что их отпуск оказался сорван полностью, а средства, чтобы оплатить его повторно, не у всех есть.

Главное сейчас для клиентов Natalie Tours – узнать, когда и в каком объёме начнут возвращать деньги за аннулированные туры и кто даст средства для погашения задолженности, которую некоторые эксперты оценивают в 63 миллиона рублей. Реальным вариантом выхода из сложившейся ситуации для Natalie Tours было бы применение страхового случая по неисполнению обязательств, отмечает Артур Мурадян. Тогда бы были понятны объёмы фонда, из которого пойдут компенсации. Но поскольку компания продолжает работу, данные механизм нельзя задействовать.

МУРАДЯН: С учётом того, что падение спроса будет катастрофическим в ближайшую неделю, я сомневаюсь, что агенты пойдут бронировать там туры, то есть ждать притока новых средств, из которых можно было бы начать выплачивать компенсации, практически не приходится. Речи о рефинансировании или стороннем привлечении средств пока не идёт.

Отмена компанией своих чартерных программ грозит серьезными последствиями для российского рынка, уверены эксперты. Сейчас операторы еще могут получать хорошие условия перебронирования для клиентов проблемной компании. Но если ситуация ухудшится, иностранные отельеры займут более жесткую позицию. В Ассоциации туроператоров России рекомендуют туристам при проблемах с размещением самим оплатить номер и собрать все документы о внеплановых расходах, чтобы потом потребовать компенсацию у турагентства.