17:51, 04 июля 2018

Natalie Tours замораживает летние туры: что делать пострадавшим клиентам

Компания Natalie Tours пока не может отправлять туристов за рубеж и вынуждена аннулировать путёвки. Об этом сообщил её гендиректор Владимир Воробьёв. Он уточнил, что туры, которые были забронированы на 1 октября этого года и далее, не аннулируются. Более того, в ближайшие недели Natalie Tours планирует возобновить продажи. По примерным подсчётам, туроператор испортил отпуск 1500 клиентам. Многие жалуются на угрозы выселения из отелей Турции и других курортов. Экономический обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов – подробнее.

Natalie Tours фактически остановила свою работу. В среду компания официально объявила об отмене всех туров – вплоть до октября. Это значит, что все, у кого путёвки выпадают на эти даты, никуда не летят. Туристы с авиабилетами на руках могут их сдать или отправиться на отдых на свой страх и риск – возможно, на месте придётся ещё раз оплатить проживание.

В июле Natalie Tours планировала отправить на курорты 1500 человек, но теперь думает, как вернуть деньги людям. Кроме того, туроператор задолжал миллионы долларов зарубежным партнёрам. Так что проблемы есть и у тех, кто успел улететь на отдых по его путёвкам. Отельеры в Испании, Италии, Турции, на Кипре и Кубе отказываются размещать клиентов Natalie Tours. Некоторым из них угрожают выселением. В российское генконсульство в Анталье уже звонят обманутые туристы, от которых отели требуют доплатить за проживание.

В таких случаях лучше ещё раз оплатить номер, советует исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Если всей суммы нет, надо купить билет на ближайший авиарейс и лететь домой. В любом случае Natalie Tours потом должна компенсировать непредвиденные расходы.

ЛОМИДЗЕ: Если у туриста есть возможность произвести повторную оплату, то её надо производить только в отеле, не передавать деньги ни гиду, никому. Только на основании документов, который отель выписывает. С этим документом турист должен прийти в Natalie Tours, потому что эти средства тоже подлежат возврату. Если турист принимает решение прервать отдых, потому что у него нет возможности оплатить ещё неделю, то он должен приобрести билет, и деньги, затраченные на него, тоже подлежат возврату.

Аннуляция туров не означает остановку работы Natalie Tours, отмечает Майя Ломидзе. По её мнению, это лучше, чем отправлять туристов “в никуда”. Сам туроператор тоже заявляет, что юридически всё ещё “в строю”: компания не прекращает операционную деятельность и планирует начать продажи через одну-две недели. Сейчас Natalie Tours вывозит с курортов тех клиентов, которых отправляли чартерными рейсами. Половина уже вернулась, примерно ещё 400 человек вывезут до конца этой недели. С четверга компания будет предлагать клиентам компенсацию, в том числе – отдых по неиспользованной путёвке следующим летом. А если потребуется, говорят владельцы компании, они продадут её целиком.

По мнению гендиректора Space Travel Артура Мурадяна, всё это – уловки руководства Natalie Tours. Аннуляция всех туров – это и есть фактическая остановка деятельности. Но не юридическая – это грозило бы другими последствиями для компании. В любом случае, говорит Артур Мурадян, обманутым клиентам пора готовить документы для получения компенсаций из страхового фонда. Но вернуть все деньги за “сгоревшие” путёвки вряд ли получится.

МУРАДЯН: К сожалению, страховой фонд туроператора составлял всего 50 миллионов рублей. Плюс 6 миллионов в Фонде персональной ответственности. А то, что они бравировали ещё двумя дополнительными юрлицами, у которых тоже ответственность была застрахована, то вот здесь как раз юридически нельзя перенести ответственность основного юрлица на два других. Соответственно, сначала будут приняты заявления от всех пострадавших, затем пропорционально количеству пострадавших будет разделен фонд.

По такой схеме возвращали деньги туристам во время “веерных банкротств” туроператоров летом 2014 года. Клиентам “Южного креста”, например, вернули только пятую часть стоимости их тура. Сколько вернёт Natalie Tours – неизвестно: пока нет точных данных о пострадавших клиентах, как о причинах проблем одной из старейших туристических компаний страны. По мнению председателя московской коллегии адвокатов “Скрипка, Леонов и партнеры” Игоря Скрипки, скорее всего, всё дело в неправильных прогнозах на туристический сезон и, как следствие, дефиците свободных денег.

СКРИПКА: У этих компаний проблемы с маркетингом. В том числе нередки случаи, когда просто производят вывод средств. Что произошло в данном случае – сказать пока сложно, но проблема не в том, что туркомпания обанкротилась, а в том, насколько хорошо была застрахована их деятельность. Это то, что имеет значения для людей, которые заплатили деньги за поездку, спланировали её, а в результате туроператор обанкротился.

Natalie Tours – уже четвертый за последние 2 недели туроператор, который оказался в затруднительном положении. Среди причин такой ситуации эксперты называют валютные колебания и подорожавший в последние месяцы авиакеросин. Одной из серьёзных проблем глава Natalie Tours назвал шумиху вокруг его компании в прессе и успехи российской сборной на чемпионате мира по футболу – многие россияне решили остаться на Родине. Якобы в результате этого продажи зарубежных туров на лето упали почти в полтора раза.