В ответ на очередной туристический кризис россияне начали еще активнее скупать турпакеты. Под конец прошлой недели резко увеличился спрос на те направления, по которым работала компания "Натали Турс": это Испания, Греция и Эмираты. Бизнес тоже перестроился буквально на ходу – офисы проблемной компании меняют вывески с одного оператора на другого и продолжают продавать путевки в те же самые страны и отели. Насколько сейчас рискованно лететь за границу, выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

Российские туристы и турагенты на редкость спокойно переживают уход с рынка очередной крупной компании. Более половины из тех, кто попал под отмену путевок "Натали Турс", приняли решение докупить отель у другого оператора, но все рано полететь туда, куда они планировали, в те самые числа, в которые и собирались. Чуть больше повезло тем, у кого уже оплачены билеты на регулярных рейсах. Очевидно, что с самолетов их ссаживать не будут, а за отель и трансфер они доплачивают отдельно, только другой фирме. Тем же, у кого в путевках стоял чартер, придется ждать компенсации – либо в виде возврата денег, либо им должны будут предоставить другой близкий по стоимости тур в следующем году.

По рассказам турагентов, наши люди, как правило, выбирают еще одно путешествие. И это вполне разумно, говорят специалисты, "живыми деньгами" получить что-либо от "Натали Турс" сейчас нереально, а если клиенты начнут ее банкротить, то страховка почти ничего не покроет. Размер финансовых гарантий у этой компании примерно на 150 миллионов рублей, а путевок она продала почти на миллиард, рассказывает советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин.

ГОРИН: Я думаю, это еще станет предметом для разбирательств. Размер обязательств перед туристами действительно очень большой. А ведь есть еще невыполненные обязательства перед компаниями-партнерами. Это говорит о том, что компания работала в кредит. И мы сейчас работаем над тем, чтобы клиенты в будущем имели гарантию оплаты отеля.

Туристический бизнес уже придумал, как выкрутиться в истории с "Натали Турс". Те фирмы, которые работали с ней по франшизе, просто сменили вывеску. В один день закрылись, а уже на следующий принимали клиентов от имени какого-то другого, более крупного оператора. Так, например, были замечены переходы под бренды Coral Travel и Pegas Touristic. Для клиентов это может выглядеть странно или даже быть похожим на мошенничество, но с точки зрения закона тут все чисто. Старые обязательства по договорам с "Натали Турс" остаются в силе (переметнувшийся офис был просто ее агентом), а новые путевки будут продаваться уже от других операторов, даже если курорты и отели останутся те же самые, продолжает Дмитрий Горин.

ГОРИН: Многие 25 лет работали с этой компанией. В данной ситуации агенты используют имя оператора, они платят за это определенный fee за пользованием брендом. Очень многие компании сейчас приняли решение прекратить использование франшизы и работать с более надежными и понятными компаниями. Это не освобождает турагентов от юридических последствий, но запросы клиентов они переадресуют "Натали Турс".

Пока единственные, кому удалось вернуть деньги от "Натали Турс", – это несколько туристов, уже находящихся за границей. Вероятно, их случай был из ряда вон выходящим, потому что стоимость двух путевок составила 800 тысяч рублей. Они просто не смогли перебронироваться за свой счет, и "Натали Турс" выслала им деньги на новый отель. Все остальные клиенты пока в листе ожидания. Им приходится либо собираться домой, либо доплачивать за отели из своих средств.

Впрочем, на практике судьба отверженных туристов почти не зависит от того, сколько они потратили на отдых. Вот недавний яркий случай: двое россиян съездили в Аргентину по VIP-путевке за 1,3 миллиона рублей, и не смогли потом вернуть деньги за испорченный отдых. В программе у них была запланирована экскурсия с высадкой на остров, где расположена огромная колония пингвинов. Собственно, ради этого россияне и летели туда с множественными пересадками. Однако единственная в мире компания, которая имеет право возить туристов на пингвиний остров, по какой-то причине именно в эти дни не повезла туда группу. Туристов покатали по островам с морскими котиками и вернули обратно. Прибыв домой, разгневанные россияне подали в суд на турагента, требуя вернуть около половины стоимости поездки (более полумиллиона). Суд встал на их сторону, но вернул всего 60 тысяч – стоимость пропущенной экскурсии, плюс штрафы. Директор по развитию "Онлайнтур" Игорь Блинов нисколько этому не удивлен.

БЛИНОВ: То, что связано с ожиданиями, с диким миром, животным миром – здесь никто никому ничего гарантировать не может. Наши суды действуют профессионально, и такие ситуации не доходят до абсурда, когда можно из-за того, что ты не увидел какую-нибудь дикую кошку, черепашку или пингвина вернуть половину стоимости уже состоявшегося отдыха. Думаю, здесь ничего такого сверхъестественного не произошло. Ну, не увидели и не увидели. Все отдохнули, слетали, все счастливы.

Так или иначе, российский рынок туризма ждут большие перемены и, как говорят эксперты, в лучшую для клиентов сторону. Например, скоро в России должны запустить систему электронных путевок. В них будет четко зафиксировано, что входит в отдых, а что нет, и какая часть путевки уже погашена оператором. При этом информация будет постоянно обновляться в режиме реального времени. Это можно себе представить как поэтапное выполнение заказа на сайте какого-нибудь онлайн-магазина: сначала появляются билеты, потом отели, затем экскурсии. Если все полностью одобрено принимающей стороной – можно спокойно лететь.