Компания Natalie Tours объявила о приостановке деятельности, но уходить с рынка не собирается. Столь противоречивое заявление сегодня прозвучало со стороны некогда крупного российского туроператора. На сайте компании появилось сообщение, что фирма приостанавливает "свою операционную деятельность". Позднее президент компании Владимир Воробьев неожиданно уточнил, что эта информация некорректна, на самом деле компания ищет инвестора и планирует возобновить продажи осенью. Что все это означает, в том числе для рядовых туристов, разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

Natalie Tours этим утром как бы закрылась, но не для всех и не полностью. На сайте оператора исчезли все привычные рубрики и ссылки, осталась только большая надпись: "Компания приостановила свою операционную деятельность" – и телефон для справок (правда, по нему никто не отвечал). Вслед за этим Ассоциации туроператоров заявила, что компания сворачивает бизнес, и клиенты, наконец, получат возмещение по страховке.

Но не прошло и часа, как выступил владелец фирмы, который пояснил, что новость не так поняли. Сама компания не закрывается – отключили только сайт, который многих раздражал, поскольку туры там не продают уже больше месяца. Сейчас надпись на портале поменяли с ремаркой, что приостановлены именно продажи и что новые туры появятся в октябре. Произошла путаница в терминах, пояснил директор ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко, компания приостановила фактическую деятельность, но не туроператорскую.

ОСАУЛЕНКО: Размещенная на сайте бренда Natalie Tours информация о приостановке операционной деятельности означает лишь то, что сайт сейчас не работает, и какие-то новые обязательства оператор на себя не берет. Но при этом продолжает осуществлять остальную деятельность, в том числе и в отношении туристов, которые оказались в сложной ситуации.

За витиеватыми формулировками скрывается то, что компания не исключена из реестра и юридически остается действующей. Если бы она хотела официально закрыться, ей бы нужно было письменно уведомить об этом Ростуризм и "Турпомощь", а она этого не делала. Напротив, президент компании похвастался, что идут переговоры с некими инвесторами, и они проявили интерес к участию в бизнесе. Как и прежде, Natalie Tours рассчитывает, что с октября возобновит продажи на следующий зимний сезон. В Российском союзе туриндустрии по этому поводу заметили, что подобное поведение лишь "укрепляет недоверие к компании" и что "трудно представить, чтобы кто-то купил тур у оператора, который аннулировал путевки у 30 тысяч человек". Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе призналась, что не помнит ни одного случая, когда бы турфирма так странно себя вела.

ЛОМИДЗЕ: Таких прецедентов у нас еще не было, чтобы компания сначала говорила, что она приостановила деятельность, потом сказала: "Извините, ошибочка вышла". Natalie Tours буквально с первого дня кризисной ситуации демонстрирует эксклюзивное поведение. То, что она делает, не происходило на рынке ни разу ни в одном из самых сложных случаев.

Таким образом, для клиентов Natalie Tours ничего принципиально не меняется. Выплаты по госгарантии и от страховых компаний будут положены только тогда, когда оператор лишается статуса добровольно или в принудительном порядке. Ранее прокуратура начала проверки бизнеса компании на предмет нарушений закона, но пока о результатах ничего не известно. По словам экспертов, если компания все же закроется, то клиенты, купившие туры и не успевшие по ним выехать, получат примерно по 4,5 тысячи рублей компенсации.

Обращение в суд, скорее всего, ничего к этому не добавит, потому что Natalie Tours должна более миллиарда рублей, и своим клиентам – далеко не в первую очередь. По закону можно попытаться подать в суд на турагента (фирму-посредника, которая продала клиенту проблемный тур). В отличие от оператора у нее деньги, возможно, есть. Однако это в теории – на практике получить с нее что-либо почти невозможно, предупреждает директор юридического агентства "Персона Грата" Георгий Мохов.

МОХОВ: Здесь нужно учитывать, что турагент живет на достаточно низком комиссионном вознаграждении, и у него просто физически нет таких средств, чтобы возвращать полную стоимость тура, которую он уже перечислил туроператору. Они тут же начинают процедуру банкротства или каким-то другим способом уходят от ответственности. Другими словами, перспективы крупного взыскания с турагента тоже весьма сомнительны.

В Ростуризме заявили, что готовят запрос в Natalie Tours о том, какую именно часть бизнеса они намерены закрыть. В федеральном реестре операторов сейчас находится целых четыре юридических лица под брендом Natalie Tours. Эксперты говорят, что в принципе фирма может выжить, но для этого ей придется повести себя цинично и беспринципно. Бывали случаи на российском рынке, когда оператор находился в предбанкротном состоянии и был должен клиентам миллионы. Фирма аннулировала туры, затем полностью меняла бренд и запускала новые продажи, попутно отбиваясь в судах от тех, кто пытался призвать ее к ответственности. Некоторые переименованные туроператоры работают до сих пор, хотя деньги своим прежним клиентам они так и не вернули.