В России приостановила работу одна из крупнейших систем бронирования билетов – Sindbad.ru. Сайт компании сейчас не работает; авиарейсы у нее невозможно купить даже на сторонних сайтах. По информации из деловой прессы, Sindbad.ru временно выведен из международной системы взаиморасчетов с авиаперевозчиками. Такое бывает, если агрегатор допустил крупную просрочку по оплате за уже проданные билеты. Эксперты полагают, что фирма может не возобновить работу вообще. В этом случае пострадают тысячи россиян, которые покупали билеты на самолет в течение последних дней. Обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов – подробнее.

Довольно редкий случай на туристическом рынке – проблемы обнаружились у билетного агрегатора, сайта, который занимается только тем, что продает билеты авиакомпаний. В отличие от туроператоров, такие сервисы не выкупают заранее места в самолетах, поэтому считаются надежными ровно настолько, насколько надежны их партнеры-авиакомпании. Однако такое случилось – билетный сайт Sindbad.ru, четвертый по размеру аудитории в России, неожиданно прекратил продажи, отключил сайт и объявил о приостановке деятельности. Сейчас на его портале висит только адрес почты и пара телефонных номеров, по которым никто не отвечает.

Из неофициальных источников сообщается, что Sindbad.ru просрочил платеж международной биллинговой системе BSP, которая является расчетным центром между авиакомпаниями и такими вот сайтами-посредниками. По их правилам, когда денег, собранных за билеты, не поступает в течение 10 дней, то сначала идет заморозка новых билетов на сутки, после чего происходит полный разрыв отношений. Если такое случится, то агрегатору конец, а пассажиры, по чьим билетам не успели пройти платежи, не вернут ни копейки, поясняет директор по развитию "Онлайнтура" Игорь Блинов.

БЛИНОВ: По заявке клиента в режиме реального времени идет информация о том, что доступно такое-то количество мест. Но когда вы оплачиваете, вы платите непосредственно продавцу, не авиакомпании. И потом эти деньги агрегатор переводит авиакомпании с удержанием своей комиссии. Здесь может быть как скидка, так и наценка в пользу посредника.

Несложно подсчитать, что под угрозой невозврата все те билеты, которые были куплены на Sindbad.ru с позапрошлого понедельника. Как раз должно было пройти 10 дней с последнего биллинга. Число пассажиров, чьи билеты могут оказаться не оплаченными, возможно, составляет многие тысячи человек. На Sindbad.ru в среднем за месяц совершалось до 70 тысяч продаж, то есть за треть месяца выходит до 23 тысяч билетов. Узнать, прошла оплата или нет, можно, если сохранился электронный билет или хотя бы номер брони (он обычно приходит на почту или в СМС по телефону). План действий описывает официальный представитель Aviasales.ru Янис Дзенис.

ДЗЕНИС: Для спокойствия, безусловно, стоит зайти на сайт авиакомпании. У каждого купившего билет есть номер PNR. Это 5-6-значный номер, состоящий из цифр и других символов. Необходимо ввести его, свою фамилии на сайте авиакомпании и проверить выписку билетов.

По словам экспертов, проблемы у агрегаторов возникают примерно по тем же причинам, что и у туроператоров. Они нередко продают билеты со скидками, даже в ущерб себе, чтобы только расплатиться с авиакомпаниями за предыдущие продажи. Расчет идет на то, чтобы переманить интернет-аудиторию с чужих сайтов на свой, а затем попытаться заработать на тех пассажирах, которые будут брать билеты там же по привычке, думая, что у них всегда дешевле. В этом сезоне подобная тактика подвела уже не одну компанию.

Есть еще одна причина, о которой все чаще говорят в последнее время, – на рынке развернулась полномасштабная война между туристическими конголомератами. Крупные туроператоры объединяются с авиакомпаниями и "выдавливают" фирмы по бронированию самостоятельных путешествий. Это уже привело к тому, что самодельные туры вновь стали дороже, чем комплексные путевки (где билет, отель и трансфер – все идет вместе). Впрочем, профессор РАНХиГС Галина Дяхтярь полагает, что это естественное положение дел – за удобство нужно платить.

ДЯХТЯРЬ: Жизненный опыт туриста говорит о том, что лучше путешествовать самостоятельно. Но не каждый может себе это позволить, потому что стоимость самодеятельного отдыха, даже самостоятельно спланированного, может выйти дороже, чем у туроператора, примерно на 30%. Но люди говорят – мы бронируем сами, чтобы обеспечить себе такой комфорт, который мы хотим.

На гребне волны сейчас туристические порталы, где билеты и отели продаются вроде как отдельно, на самом деле это тот же самый турпродукт больших компаний, только замаскированный под самостоятельное путешествие. И они умеют держать цены так, чтобы быть не в накладе, но при этом дешевле, чем у мелких конкурентов. В пользу больших операторов, авиакомпаний и порталов играют и зарубежные власти. Так, в Турции этим летом было открыто сразу несколько судебных дел против агрегаторов, которые, по заверениям чиновников, разоряют отельеров, плодят сервисы по дешевой посуточной аренде и при этом сами налогов никогда не платят.