13:04, 30 августа 2018

"Человек на Луне": байопик на радость зрителям

В Венеции открылся 75-й международный кинофестиваль. Фильмом открытия стал долгожданный "Человек на Луне" – кинобиография астронавта Нила Армстронга, сделанная автором "Ла-Ла Лэнда" Дэмьеном Шазеллом. С итальянского острова Лидо передает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

К юбилею Венецианский кинофестиваль подготовился неплохо – все твердят в один голос, что 75-я программа сильнее не только многих предыдущих, но и обошла конкурента, Канны.

Так это или нет, неясно, но президент жюри и лауреат прошлогоднего "Золотого льва", мексиканец Гильермо дель Торо, дал участникам аванс, заранее назвав их фильмы замечательными и гарантировав серьезное отношение к оценкам увиденного. Напомним, что среди многочисленных конкурсантов нет русских режиссеров, зато есть как минимум двое соотечественников дель Торо – таинственный и бескомпромиссный Карлос Рейгадас с лентой "Наше время" и ближайший товарищ автора "Формы воды" Альфонсо Куарон с автобиографической картиной "Рим".

Первый приз вручили уже на церемонии открытия: его за вклад в кинематограф получила британская пожилая звезда Ванесса Редгрейв, которую зал встречал стоячей овацией, а та в ответ легкомысленно заявила, что Венеция ей особо дорога благодаря детективам Донны Леон.

Фильмом открытия стал долгожданный "Человек на Луне", первая картина всего-то 33-летнего американца Дэмьена Шазелла после триумфа его мюзикла "Ла-Ла Лэнд", который также удостоился чести открывать Венецианский фестиваль, а потом стал важнейшим событием на "Оскарах".

"Человек на Луне", в отличие от двух предыдущих ярких музыкальных картин, к которым Шазелл сам писал сценарии, – это высокобюджетный байопик, сценарий для которого продюсеры заказали респектабельному Джошу Сингеру, кинодраматургу, известному по картинам "В центре внимания" и "Секретное досье". И это сказалось на результате.

Невзирая на то, что Шазелла по-прежнему окружает его команда – прекрасный оператор Линус Сандгрен, монтажер Том Кросс, композитор Джастин Гурвиц и, конечно же, Райан Гослинг в главной роли, легендарного астронавта Нила Армстронга, слава которого сравнима со славой Юрия Гагарина, – фильм вышел обычным биографическим блокбастером, в меру исторически точным, в меру сентиментальным и в меру напыщенным.

Публику это, впрочем, не смутило: экспрессивное жизнеописание астронавта, потерявшего умершую в детстве от рака дочь и посвятившего себя всего сложной работе, она встречала восторженно, и уже по венецианскому приему ясно: хорошая пресса и "оскаровские" номинации "Человеку на Луне" обеспечены заранее.

С другой стороны, таким и должно быть фестивальное открытие: без радикализма и экспериментов, без депрессии и богоискательства, зрителям на радость.