17:49, 03 октября 2018

"РоссТуру" устроили "показательную порку": как крупнейшая сеть турагентств пошла ко дну

Сотни туристов рискуют остаться без отпуска из-за проблем компании "РоссТур". Сеть турагентств приостановила сотрудничество с крупнейшими туроператорами, через которые она заказывала путёвки. Выкупленные туры массово аннулируют, так как "РоссТур" не оплачивает бронь. Чем грозит отключение одной из крупнейших сетей турагентств и что делать тем, кто уже выкупил путевки, разбирался экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов.

"РоссТур" заявил о приостановке сотрудничества с PEGAS Touristik, Coral Travel, "НТК Интурист" и Sunmar. Компанию отключили от системы бронирования туров.

В последнее время "РоссТур" задерживал оплату заявок, и туроператоры решили устроить "показательную порку". Они один за другим ужесточили условия и сроки оплаты выставленных путёвок и вынудили "РоссТур" приостановить сотрудничество. Турфирмам предлагают оплачивать заявки напрямую туроператорам, чтобы деньги точно доходили.

"РоссТур" считается крупнейшим туристическим агентством – больше 400 офисов по всей стране. Но по факту эта компания – обычный посредник. Она бронирует путевки у туроператоров и перепродаёт мелким турфирмам, которые работают под её вывеской. За счёт большого оборота "РоссТур" и другие похожие центры бронирования получают хорошую скидку от туроператоров. Сегодня посредники мало кому нужны, отмечает гендиректор компании Space Travel Артур Мурадян.

МУРАДЯН: Падение продаж в общем и снижение комиссионного вознаграждения сделали работу центров бронирования немного бессмысленной, потому что любой агент, работая с туроператором, сразу получал максимальную комиссию, и ему не было смысла работать с центром бронирования. Я знаю, что не только "РоссТур" испытывает трудности.

Инцидент взволновал турагентов. На профильных форумах жалуются – якобы менеджеры "РоссТура" всем отвечают, что их заявки "в очереди на оплату". Для туристов это означает, что оплаченный отдых сорван. В Российском союзе туриндустрии подтвердили, что проблемы "РоссТура" могут вызвать трудности с отправкой их клиентов на курорты.

Ситуация для турагентов и их клиентов – непростая, подтверждает руководитель юридической компании "Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры" Александр Байбородин. Очевидно, что партнёры "РоссТура" примут на себя основные претензии и иски от туристов.

БАЙБОРОДИН: Возможно, какие-то из этих заявок будут повторно оплачены турагентами. Но надо понимать, что у кого-то нет денег, а кто-то не считает себя виноватым в данной ситуации. И в данном случае они откажут туристам. Здесь надо понимать, что сами турагентства тоже являются пострадавшими, поскольку денег туристов у них нет.

Летом так обанкротился другой центр бронирования – Polar Tour. Без отпуска остались 2 000 туристов. Сейчас непонятно, улетят ли клиенты "РоссТура" на отдых после 4 октября или нет. Турагенты в соцсетях заявляют, что компания якобы начала оплачивать заявки и погасила долг перед туроператором Coral Travel.

Так что, по мнению юристов, ситуация непростая, но пока – не критическая. Если "РоссТур" объявит о прекращении деятельности, у него есть финансовые гарантии на 150 миллионов рублей. Но, судя по документам, у большинства туристов в договоре указан поставщик услуг, то есть агентство, у которого покупали путёвку. В этом случае туристы не могут рассчитывать на страховку, им придётся судиться за свои деньги.

Примерно в такой же ситуации сейчас – клиенты Natalie Tours. Только 6 000 из 30 000 человек могут претендовать на страховые выплаты за сорванные туры. Возмещение остальным – под большим вопросом, поскольку у многих агентств не было официальных договоров с Natalie Tours. Генпрокуратура завела дело о мошенничестве на руководство Natalie Tours, клиенты туроператора-банкрота требуют компенсацию в миллиард рублей. Но самое удивительное, что Natalie Tours начала работу под другим брендом. "Скидочная" ловушка – вновь на взводе.