18:11, 05 октября 2018

Пустышка с громким именем: как "РоссТур" подставил коллег по бизнесу

Сотни туристов останутся дома по вине "РоссТура". Известная сеть не выкупила путёвки у других туроператоров на ближайшие даты. Глава компании заявил, что его фирма перестает работать как туроператор. Сейчас всем, кто забронировал путёвки через "РоссТур", предлагают повторно оплатить поездку и ждать компенсацию. По мнению экспертов, клиенты рискуют остаться без отпуска и денег. Экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов продолжит тему.

Около 400 клиентов "РоссТура" могут остаться без отпуска в ближайшую неделю. Люди уже распланировали свой отдых и оплатили путевки. Но компания не выкупила бронь у других туроператоров, а куда дела деньги – неизвестно. Некоторые агентства оплачивают туры второй раз – из своего кармана, лишь бы не терять клиентов, рассказывает менеджер Марина.

МАРИНА: На сегодняшний день "РоссТур" как не отвечал на вопросы, так и не отвечает. Мы не можем получить ответ на вопрос "куда он дел деньги?". Скорее всего, он погасил ими свою задолженность. К сожалению, на нашей работе это скажется – как турагентов, которые зависят от "РоссТура" и могли бронировать туры только через него.

"РоссТур" как туроператор отправлял на отдых всего 600 – 700 человек. Остальные путёвки под его брендом продавали сотни частных турфирм. Они работают по франшизе: с "РоссТура" – громкое имя и ручки с логотипом, с агентов – деньги клиентов. Сейчас офисы по всей стране завалены претензиями туристов.

В "РоссТуре" рассчитывают на страховку: на случай банкротства 3 юрлица фирмы застрахованы на 150 миллионов рублей. Но эти деньги выплатят только за путёвки, которые компания выкупала напрямую у зарубежных туроператоров. То есть в договоре с туристом указан именно "РоссТур". Большинство клиентов, не подозревая, купила у этой компании путёвки других туроператоров, а значит – без страховки. В таком случае вернуть деньги можно только через суд, рассказывает член правления Российского союза туриндустрии Георгий Мохов.

МОХОВ: Если в финансовом обеспечении указан туроператор, который формально не формировал туристический продукт, а продавал чужой, то нужно будет смотреть на решение страховщика по каждому конкретному случаю. То есть – кто платил, когда, кому, каким способом, дошли ли деньги до туроператора.

Вот так изящно "РоссТур" переложил свои многомиллионные долги на мелкие фирмы, скомпрометировав другие центры бронирования, говорят эксперты. Граждане доверились раскрученному бренду, который на поверку оказался обычным посредником без всяких гарантий. Плюс в том, что все, кто уже улетел на отдых по путёвкам "РоссТура", спокойно вернутся домой, рассказывает президент Уральской ассоциации туризма Максим Пузанков.

ПУЗАНКОВ: Нельзя говорить, что если что-то произошло в "РоссТуре", то где-то туристы более защищены, где-то – менее. Десятки туроператоров ушли с рынка с большими социальными последствиями – людей выселяли из отелей. Тут совершенно точно есть гарантия того, что если туристы, приобретавшие тур через центр бронирования или крупную сеть, улетели, то их путёвки оплачены. Максимум, что произойдёт – люди либо повторно оплатят путёвку, либо просто не улетят. Но они об этом узнают заранее.

В октябре "РоссТур" должен отправить больше 10 000 туристов. Пока неизвестно, сколько путёвок раскуплено на новогодние праздники. Клиентам "РоссТура" советуют дождаться официального сообщения о банкротстве туроператора. Скорее всего, получится вернуть небольшую часть денег. После банкротства компании "Лабиринт" туристы не получили даже десятой части оплаченных путёвок. Эксперты напоминают о недавнем крахе другого крупного туроператора – Natalie Tours. Компания всего месяц как официально закрылась, а претензий уже набралось на миллиард с лишним рублей. Так что в лучшем случае обманутым клиентам Natalie Tours вернут 5 рублей из 100 оплаченных за путёвку. Генпрокуратура завела дело на руководство компании, но юристы сомневаются, что мошенничество удастся доказать.