16:28, 09 октября 2018

Турбизнес: отдых с гарантией? Так не бывает!

Отель с гарантией. Оплата проживания в зарубежной гостинице для клиента, купившего путёвку в турфирме, должна стать обязательной. Такой законопроект рассматривают в Госдуме. Это поможет избежать ситуаций, когда турфирмы-должники, скрывая свои финансовые проблемы, продолжают продавать пакеты, а люди на курортах в итоге оказываются буквально на улице. В профессиональном сообществе недоумевают, поскольку гостиничная отрасль во всем мире работает по иным правилам. Подробности – у обозревателя "Вестей FM" Сергея Артемова.

Когда человек покупает пакетную путевку у турфирмы, он получает чек об оплате и ваучер, где написано, какие услуги ему предложат на месте отдыха. Это в случае, если финансовая ситуация у турфирмы нормальная. А если она – на грани банкротства и не платит своим контрагентам за рубежом, то ваучер окажется пустой бумажкой, а туриста выкинут буквально на улицу. А обратный билет – через неделю, а то и через две. Ясно, что отпускное настроение такое действо никак не формирует.

26 депутатов решили защитить туристов от таких напастей и предложили поправки в закон о туризме. Главное в них – не позднее суток после оплаты тура клиент должен получить подтверждение от отеля, что для него оплачен конкретный номер в желаемые сроки поездки, рассказал один из инициаторов, глава профильного комитета Госдумы Михаил Дегтярев.

ДЕГТЯРЁВ: Участились случаи банкротства или невыполнения своих обязательств некоторыми туроператорами. Конечно, мы озабочены тем, что иногда сотни туристов лишаются своего отдыха, лишаются денег. Поэтому предложенный механизм, когда туроператор должен подтвердить туристу перечисление денег в отель, мне кажется, вполне заслуживает понимания. Мы эту инициативу поддержали, мы продолжаем над ней работу и считаем, что это укрепит уверенность наших туристов в том, что они получат качественный отдых за свои деньги.

Отличие этого подтверждения от ваучера в том, что оно – юридический документ и позволяет туристу обосновать свои претензии в суде, если на отдыхе возникнет конфликт при заселении в отель.

Идея как еще один фактор гарантии – хороша. Туроператоры недовольны, разумеется. Им это прибавит работы, а значит – вырастет цена путевок. Пугать ростом цен – излюбленная тактика туроператоров, констатирует Михаил Дегтярев. И не находит никаких причин для беспокойства.

ДЕГТЯРЁВ: Добросовестный туроператор, получая от клиента деньги, сразу перечисляет их отелю. Если он выкупает на несколько месяцев вперед места, ничего – никаких сложностей для него не составит предоставить туристу копию платежного поручения или гарантийные документы, подтверждающие, что номер в отеле оплачен. Поэтому все это – страшилки, не имеющие ничего общего с законопроектом.

Законопроект изучил и директор отраслевого объединения "Турпомощь" Александр Осауленко. В своем комментарии для нас он заметил, что в цепочке передачи денег от туроператора к отелю есть еще одно звено, о котором не все подозревают, но это звено – ключевое.

ОСАУЛЕНКО: Дело в том, что в большинстве своем российские туроператоры работают с такими же принимающими компаниями за рубежом. То есть это компании, которые оказывают комплекс услуг российским туристам. Туда входят в том числе и отели отдельно взятые, и транспортные компании, и экскурсионные, и так далее. Понятно, что, оплачивая целый блок, тем более что технология оплаты тоже интересная – это, как правило, авансовые платежи, – безусловно, выделить из потока это практически невозможно.

Для чего нужен этот посредник? Российский туроператор работает по российским законам. А отель, например, в Турции – по турецким. Принимающая компания – тоже турецкая, и она в рамках одного правового поля ведет дела с отелями. А деньги наши туроператоры действительно платят заранее. Перед сезоном за 10 000 туристов – это, к примеру, если оператор прогнозирует такой спрос. Но деньги уходят к той самой компании и хранятся у нее до конца сезона, после чего, если к отелям не было претензий, с ними рассчитываются за всех отдохнувших сразу. То есть на момент покупки путевки у отеля денег нет. И написать в чеке, что деньги за номер получены, там не могут. А чтобы бегать по отелям или даже просто переписываться с ними – дескать, через месяц к вам приедет некий турист Иванов, мы вам отправили со счета деньги за его номер, срочно проверьте поступление на свой счет и мигом нам оформляйте квитанцию, ее еще в Москву отправлять, иначе туроператора завтра оштрафуют – для всего этого принимающей компании придется набирать новых людей. И закономерно их зарплата войдет в ценники путевок в России. Именно потому, продолжает Александр Осауленко, профессиональные рецензии к проекту поправок были негативными.

ОСАУЛЕНКО: На данный законопроект такие организации, как Торгово-промышленная палата и Российский союз туриндустрии, давали отрицательное заключение. К сожалению, в этой ситуации бизнес не услышали. Туроператоры еще будут высказывать свое мнение на эту тему. Они считают, что, скорее, этот законопроект несет в себе такую популистскую толику. То есть некоторая такая внешняя реакция на определенные события. Но с точки зрения самого технологического процесса, бизнес-процессов, которые в отрасли существуют, конечно, эти нормы попросту не будут работать.

Негативные отклики есть не только от турфирм и бизнесменов, но еще и от государственных органов, не стал скрывать Михаил Дегтярев. У него, в свою очередь, есть претензии к Ростуризму – в трактовке депутата, законопроект, в сущности, латает огрехи ведомства.

ДЕГТЯРЁВ: Ростуризм с 2014 года очень вяло ведет разработку информационной системы единой и "электронной путевки". До сих пор эта работа не завершена, планируется ввод этой системы, по информации Ростуризма, в следующем году. Но каждый год сроки переносятся. "Электронная путевка" и единая информационная система могли бы в принципе снять напряжение и дать дополнительные гарантии туристу, показать прозрачность перечисления средств от оператора отелю. Но пока этот вопрос стоит на месте.

На месте, впрочем, предстоит постоять и самому законопроекту. Совет Госдумы принял решение перенести его рассмотрение на неопределенный срок.