19:58, 15 ноября 2018

Учителя против учеников: кто виноват в агрессии в школьных коридорах?

В Комсомольске-на-Амуре учительница стала фигуранткой уголовного дела после того, как избила ребенка. Инцидент произошел в школе, на глазах у других учеников. Они же сняли видео, на котором отчетливо видно, как педагог бьёт второклассника, тот валится с ног. За ребенка вступилась региональный омбудсмен. А за учителя – родители. Они считают, что распоясавшийся школьный хулиган спровоцировал педагога. Психологи призывают учителей к терпению, но признают: в современной школе уровень негатива в отношении учителей зашкаливает. По статистике, 70% педагогов хотя бы раз сталкивались с агрессией. Как не перейти границы дозволенного в школьных коридорах и классах? Выясняла корреспондент “Вестей FM” Марина Костюкевич.

Шокирующее видео из школьного коридора: в кадре – женщина и мальчик лет 8-9. "Ты кто такой? Кто тебе позволил так себя вести?" – с этими словами женщина яростно мутузит ребёнка. Он валится с ног, но она продолжает тыкать в него рукой. Видеоролик, мгновенно разошедшийся по Сети, снят в школе номер 37 города Комсомольска-на-Амуре. Авторы – ученики этой же школы. Став невольными свидетелями жесткой сцены, они сначала даже не поняли, кем приходятся друг другу герои видео. "Это кто, его мама?", – переспрашивают они друг у друга за кадром. Нет, это не мама. Мальчика так своеобразно "наставляла" учитель с 25-летним стажем, педагог высшей категории Татьяна Лескова. Ее “методами воспитания”, после того как история получила огласку, заинтересовались в Следственном комитете и прокуратуре. Возбуждено уголовное дело по двум статьям. Педагог пока отстранена от работы.

Это – закономерный итог рукоприкладства учителя, уверена семейный психолог Юлия Зотова. Насилие против детей недопустимо.

ЗОТОВА: Если учитель применяет физическое или психологическое насилие к ученику, он профнепригоден, не может дальше работать в этой области. Независимо от того, что и как до этого делал ученик. Есть четкие границы профессии, и они не могут быть сдвинуты.

Родители мальчика обратились с жалобой к уполномоченному по правам ребенка в Хабаровском крае Виктории Трегубенко. Чиновница заявила, что мальчику окажут психологическую поддержку, а также проведут работу с остальными учениками этой школы. Также родителям рекомендовано обратиться в правоохранительные органы.

Большинство из тех, кто увидел кадры в Сети, возмущены поведением учителя. Однако ученики школы номер 37, их родители и коллеги Татьяны Лесковой призывают не делать поспешных выводов и готовят петицию в пользу педагога. Учитель, уверены они, просто сорвалась. Мальчик буквально "доводил" ее в течение нескольких часов. Этот ребенок, по словам учеников, держит в страхе всю школу. Он плюется, разговаривает матом, раздает тумаки налево-направо и ни во что не ставит учителей. Многие сожалеют, что его выходки не зафиксировала камера. Надо изучать все аспекты ситуации, с которой явно не справилась учитель, считает семейный психолог Ирина Корчагина.

КОРЧАГИНА: Со стороны легко рассуждать, а окажись каждый из нас в такой ситуации, неизвестно, как бы мы себя повели. Действительно, дурные примеры заразительны. Дети пошли такие – грубят, хамят, а у нас конвенция о правах ребенка, и получается, что ребенок всегда прав. В идеале, конечно, учитель всегда должен быть, как Железный Феликс, то есть вообще не распускать руки. Потому что дети себя ведут очень часто по-хамски. Это – факт.

Об агрессии современных детей, их, мягко говоря, некорректном отношении к педагогам говорят уже не только в школьных учительских. Социологи ВШЭ провели исследование, которое показало: 70% учителей подвергаются агрессии со стороны учеников. Грубость, хамство, плевки и даже нападения на педагогов – таковы реалии современной школы.

Увы, современные ученик и учитель стали плохо понимать друг друга. Если раньше авторитет педагога был непререкаем, то теперь в обществе он пошатнулся. Дети это чувствуют. А особо неуравновешенные воспринимают как руководство к действию, считает нейропсихолог специализированного логопедического центра “Детская академия речи” Наталья Шмагина. Как результат – агрессия.

ШМАГИНА: Это патологическая агрессия. Наши учителя не были готовы к потоку детишек, которые сейчас пошли в школу, с имеющимися уже нарушениями развития и поведения. Собственно, учитель не обязан быть готов, для этого должны быть специально обученные специалисты, психологи. Это вне компетенции учителя – справляться с агрессией ребенка.

Раньше детей готовили к школе поэтапно. Были специальные программы по выявлению психологических проблем. И если они присутствовали, их исправляли в дошкольный период. Или отправляли детей в спецшколы, напоминает Наталья Шмагина. Теперь этого нет – и вот результаты.

ШМАГИНА: Сейчас и система значительно ухудшилась, и само по себе дошкольное коррекционное воспитание обеднело – и по количеству специалистов, и по возможностям, и во всем остальном. Плюс – не всегда у родителей есть возможность прибегнуть к помощи специалиста.

Однако есть примеры и хамского отношения учителей к своим воспитанникам. Детей могут обзывать, оскорблять, унижать, отчитывать за плохую одежду, указывать на бедность родителей.

Немало случаев сексуального домогательства учителей к своим воспитанникам. Не эти ли истории вызывают недоверие родителей к преподавателям, а учеников подвигают на самозащиту? Вопрошает Юлия Зотова.

ЗОТОВА: Выросло поколение непуганых детей, которые получили право защищать себя. И поэтому учителя, которые не привыкли соблюдать границы, уважать детей, видеть в них людей, действительно теряют в школе авторитет. Но, возможно, это и хорошо. Учитель, который относится к детям по-человечески и придерживается высоких моральных принципов, психологических границ, по-прежнему вызывает уважение у детей, коллег и родителей.

Жаль только, что таких педагогов все меньше, сетуют психологи. Возможно, именно всеобщее недоверие и стало основой резкого снижения уровня образования и воспитания. Объяснения этому у каждой из сторон – свои. По данным мониторинга Минпросвещения, педагоги считают, что учениками плохо занимаются их родители. Но примерно такое же количество родителей уверено, что дело в плохих учителях. Дети делают свои выводы. Не всегда зрелые и взвешенные.