“Обоснуйте перевод”: за что могут заблокировать банковскую карту
Клиенты кредитных организаций жалуются в соцсетях, что от них требуют письменно обосновать операции на небольшие суммы – в пределах 1 000 рублей. На сбор бумаг дают 3 дня. Если гражданин не сможет обосновать перевод, ему обещают заблокировать карту. Банки объясняют излишнюю бдительность борьбой с мошенниками. За что могут заблокировать банковскую карту, разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов.
Клиенты сразу нескольких банков пожаловались на произвол сотрудников финансовых организаций. Все они переводили небольшую сумму знакомым на карты другого банка. После этого им позвонили банковские сотрудники. Они потребовали документы, подтверждающие необходимость перевода: откуда деньги, зачем перечисляете, на что они пойдут. На подготовку бумаг дают 3 дня, иначе грозят заблокировать банковскую карту.
Банки заявляют о единичных случаях блокировки за переводы небольших сумм – и то только тогда, когда есть подозрения на мошенничество. В этом случае возможны дополнительные проверки для установления законности операции.
В Центробанке заявляют, что жалоб на массовую блокировку переводов к ним не поступало. На профильных форумах тоже нет претензий, отмечает заместитель главного редактора портала "Банки.ру" Семён Новопрудский. Но исключать такую ситуацию нельзя.
НОВОПРУДСКИЙ: Если банк такое потребует такие документы, он не нарушит закон по той простой причине, что его нет. Поскольку до сих пор не разработаны критерии "сомнительности" операций, это приводит к тому, что банки начинают перестраховываться. И эта угроза над любым переводом висит.
У каждого банка – свои признаки "сомнительных" операций. Подозрительными могут посчитать, например, переводы между счетами одного клиента за непродолжительное время. Или большое число денежных переводов между гражданами с последующим снятием денег с карты. Недавно суд разбирался в "придирках" банка. Тот заблокировал счёт клиента, который консультировался насчет премиальных карт, но в итоге оформил кредитку по специальной заниженной цене. Банк посчитал, что, возможно, клиент собирается легализовать преступные доходы.
Причины блокировки бывают ещё абсурднее. Бухгалтеры компаний жалуются, что их карты и счета замораживают даже из-за слова "агент" в платёжке или сочетания этих букв, например, "контрагент", "реагент" и т.п. Банки требуют показать договор аренды, купли-продажи, расчётные листы или справки о зарплате. То есть подтверждение того, что трансфер имеет экономический смысл.
Теперь проверяют даже небольшие переводы граждан. Банки оправдываются тем, что такие операции всё чаще проводят мелкие предприниматели – перебрасывают деньги на карту поставщику или получают перевод от заказчика, тем самых уходя от налогов. Недавно мы рассказывали о подобной практике в ресторанах: вместе со счётом официант вкладывает номер телефона, к которому привязана его карта, и просит расплатиться мобильным переводом.
Но даже в таких случаях банк не вправе требовать от клиентов объяснений. Максимум – позвонить и убедиться, что транзакцию проводил действительно он, говорит эксперт в сфере финансов московского отделения "ОПОРЫ России" Владимир Григорьев.
ГРИГОРЬЕВ: Банк может только запросить у клиента подтверждение операции или отказ. Это – в интересах клиента, потому что если операции отличаются от его стандартного поведения, то они могут быть мошенническими. Что касается блокировки счетов, тем более на такую сумму, как 1000 рублей, в том виде, в котором это описано, – это самодеятельность, которая носит не вполне законный характер.
Такая практика незаконна, подтвердили нам в ЦБ. Всё, что должен сделать сотрудник банка в случае подозрения на мошеннические действия – это получить от клиента подтверждение отправления денег или отказ от операции. Если банк требует письменных гарантий законности перевода, можно пожаловаться в интернет-приемную регулятора. А если карту заблокируют – подавать иск в суд и требовать компенсацию.
Популярное
Центробанк создал систему быстрых платежей без риска
СЕРГЕЙ ХЕСТАНОВ: "Это – система, которая подразумевает, что граждане смогут переводить друг другу деньги достаточно быстро и достаточно просто. В настоящее время обычные расчеты подразумевают, что должна пройти транзакция в банке, в котором у человека открыт счет. Если делать обычным порядком, это может занять пару рабочих дней. Система быстрых платежей подразумевает, что вот эта цепочка работает гораздо быстрее. Число согласований и движения денег – гораздо меньше. И, соответственно, потребителю это удобнее"
"Деревянная ипотека": ожидания и реальность
Россиянам предложили "деревянную ипотеку", но она им не понравилась. По итогам эксперимента по всей стране было куплено в кредит только 100 домов. Эксперты говорят, что программа не вызвала большого интереса. И дело вовсе не в том, что россияне не любят деревянные дома. В ходе реализации у программы обнаружилось много неожиданных нюансов.
Афера со "Сбером": мошенники прикрываются именем крупнейшего банка страны
Мошенники научились идеально копировать банковских работников. Они звонят с телефонов банка и сообщают о сомнительной операции по карте. Клиенты им доверяют и отдают все деньги. Пока известно о серии атак на "Сбербанк". Эксперты не исключают "слив" информации банковскими сотрудниками, а банкиры советуют ни в коем случае не совершать операции по телефону.
3,5 года колонии – за 14 тыс. рублей: как ростовчанин совершил самое нелепое ограбление банка
Суд вынес приговор жителю Ростова-на-Дону, совершившему самое нелепое ограбление банка. Он умудрился за 4 часа ограбить 3 отделения банка, "выручить" 14 тысяч рублей и попасться в руки полиции.
Робот-поисковик против финансовых пирамид: кто кого?
Центробанк запустил робота для поиска финансовых пирамид. Руководство регулятора объявило, что в Рунете уже несколько месяцев работает специальный поисковый алгоритм, который имитирует поведение обычного пользователя. Его задача – находить сомнительные сайты, привлекающие сбережения граждан под завышенные проценты.
Афера со "Сбером": мошенники прикрываются именем крупнейшего банка страны
Мошенники научились идеально копировать банковских работников. Они звонят с телефонов банка и сообщают о сомнительной операции по карте. Клиенты им доверяют и отдают все деньги. Пока известно о серии атак на "Сбербанк". Эксперты не исключают "слив" информации банковскими сотрудниками, а банкиры советуют ни в коем случае не совершать операции по телефону.
"Деревянная ипотека": ожидания и реальность
Россиянам предложили "деревянную ипотеку", но она им не понравилась. По итогам эксперимента по всей стране было куплено в кредит только 100 домов. Эксперты говорят, что программа не вызвала большого интереса. И дело вовсе не в том, что россияне не любят деревянные дома. В ходе реализации у программы обнаружилось много неожиданных нюансов.
Центробанк создал систему быстрых платежей без риска
СЕРГЕЙ ХЕСТАНОВ: "Это – система, которая подразумевает, что граждане смогут переводить друг другу деньги достаточно быстро и достаточно просто. В настоящее время обычные расчеты подразумевают, что должна пройти транзакция в банке, в котором у человека открыт счет. Если делать обычным порядком, это может занять пару рабочих дней. Система быстрых платежей подразумевает, что вот эта цепочка работает гораздо быстрее. Число согласований и движения денег – гораздо меньше. И, соответственно, потребителю это удобнее"
"Банкротство банков – это бизнес"
ЮРИЙ ИСАЕВ: "АСВ сталкивается с одной стороны с обиженными людьми, а с другой – с группой товарищей, которая цинично к этому готовилась. Хотя я далек от мысли, что все банкиры изначально заточены, чтобы украсть деньги. К сожалению, банковский рынок в 90-е годы был весьма специфическим, и эти последствия мы переживаем до сих пор".