13:21, 12 декабря 2018

Как не "пролететь" с авиабилетами

Туристам, летевшим на Хайнань, продали фальшивые электронные билеты. Росавиация обнаружила, что туроператор "Жемчужная река" подделывал маршрут-квитанции. В итоге клиенты не могли вернуться с курорта домой. У них на руках оказались билеты на несуществующий рейс. Эксперты говорят, что это подсудное дело и в реальной жизни такого быть не должно. Но в действительности ни один турист не застрахован от фальшивого билета. Обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов продолжит тему.

Туристы, застрявшие на Хайнане, как теперь выясняется, пострадали не только из-за долгов своего оператора, но и мошенничества с его стороны. По факту тех рейсов, которые были вбиты в электронные билеты, просто не существовало. Люди узнали об этом, уже находясь на курорте. Кто-то из туристов посмотрел в расписание и обнаружил, что авиакомпания, включенная в турпакет, в декабре вообще не летает ни на Хайнань, ни обратно. Пока не понятно, удалось ли им вернуться домой, однако делом уже занимается прокуратура. Подделка билетов – неважно, электронных или бумажных – это преступление. И не будет лишним проверить своего оператора заранее. Если вылет назначен на регулярный рейс, его наличие легко проверить в Интернете. Сам билет также попадает в электронные базы, его можно всегда перепроверить или распечатать, рассказывает PR-менеджер портала Aviasales Янис Дзенис.

ДЗЕНИС: Ровно в тот момент, когда со счета списываются деньги за билет, вам выписывается и сам билет, который можно проверить где угодно – на сайте авиакомпании или стороннего сервиса – например, Checkmytrip, но есть и другие. Вы просто вводите PNR (это 6 символов), вашу фамилию и четко видите, что летите, скажем, в Барселону или Ижевск.

Но регулярный рейс на курорт, особенно экзотический, это все же редкий случай. Обычно туристов туда возят чартерами, а с ними все работает по-другому. Турператор выкупает самолет блоками, причем зачастую платит в последний момент или с существенной задержкой, поэтому там никто никому ничего гарантировать не может. Здесь можно провести аналогию с бронированием отеля. Турист может позвонить или написать в гостиницу, уточнив, правда ли, что на него есть бронь на все две недели. Ему ответят, что так и есть, ожидается целая группа от такого-то оператора. Но, скорее всего, деньги за номера этой группы еще не перечислены.

И отсюда следует неприятный вывод: если туроператор не сможет или не захочет оплатить гостиницу или чартерный рейс, то туристу, заплатившему за путевку, никак заранее не узнать о подвохе и никак к этому не подготовиться, поясняет Янис Дзенис.

ДЗЕНИС: По факту чартерные операторы выписывают билеты пассажирам за сутки до вылета. Условно говоря, если вы сегодня купите билет на чартерный рейс, скажем, в Китай или Турцию, который отправится только через две недели, то по факту у вас на руках будет только некая квитанция о том, что вы летите. Потому что сама выписка билета происходит за 24 часа до рейса – в чартерных перевозках такие правила.

Впрочем, закон в любом случае на стороне туриста. И даже с фальшивым электронным билетом человек имеет право на то, чтобы ему организовали такой отдых, который был прописан в договоре. Если возникла ситуация, что обратного рейса нет (он не оплачен оператором или его не существовало в принципе), то клиент должен потребовать у оператора выдать ему нормальный билет или дать денег на его покупку. Компании не выгодно отказываться, потому что, если дойдет до суда, ей придется заплатить вдвое-втрое больше. Причем в ситуации с подделкой билетов заведут еще и уголовное дело, так что клиент будет прав по всем статьям, подчеркивает адвокат Антон Недзевецкий.

НЕДЗЕВЕЦКИЙ: Материальную ответственность перед туристом, безусловно, несет туроператор, предоставивший липовые маршрутные квитанции на авиаперевозку. Туристы, которые самостоятельно оплатили билеты, не дожидаясь, пока этот вопрос разрешит Ростуризм или "Турпомощь", вправе потребовать возмещение убытков и морального вреда. Если требование о возмещении не будет добровольно удовлетворено туроператором, суд взыщет еще и штраф в размере 50% от присужденной суммы в соответствии с законом "О защите прав потребителей".

Тут, правда, есть важная оговорка: если у оператора дела совсем плохи, и он на грани закрытия, то требования и угрозы вряд ли помогут. Как показывает практика, когда компания идет на откровенные преступления, то деньги уже выведены, а страховые фонды пусты. Максимум, на что может рассчитывать клиент, это экстренный возврат домой за счет ассоциации "Турпомощь". Потерю нескольких дней отдыха, а также нервов никто не оплатит.