19:37, 21 декабря 2018

Ёлочный бизнес осыпается

Живые ели – один из самых прибыльных товаров зимы. На оптовом рынке стоимость одного дерева редко превышает 150 рублей. По пути со склада в магазин елка успевает подорожать в несколько раз. Но, несмотря на огромные наценки, этот бизнес понемногу "затухает". Продавцы говорят, что россияне все чаще предпочитают искусственные ели, причем заказывают их по Интернету. Это выгоднее и безопаснее, чем иметь дело с уличными продавцами. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов – подробнее.

Продажа елок – это высокомаржинальный бизнес. Наценками в сотни процентов тут никого не удивишь. В больших городах оптовики отгружают деревья хозяевам точек по 100 – 150 рублей за штуку. В регионах, откуда, собственно, елки и везут, они стоят и того меньше. Если работает спекулянт-одиночка, то для него ель может быть вообще бесплатной. В ряде мест – например, в Ленинградской области – власти разрешают физлицам срезать хвойный подлесок для личных нужд. Сами продавцы обычно отрицают, что в еловом бизнесе крутятся астрономические наценки. Соучредитель компании elki.biz Денис Дорин рассказал, что у них цены всего вдвое превышают оптовые.

ДОРИН: Конечно, наценка в 100% есть. Но, допустим, у нас 100% – это плата за гигантский склад, большой штат, мы людям платим нормальные зарплаты. У нас весомая затратная часть. Рассуждать, что просто надо пойти в лес, срубить несколько десятков тысяч деревьев, привезти их и начать продавать – это дилетантство.

При этом бизнесмены намекают, что без большой накрутки им просто не выжить. Чтобы поставить точку в городе, нужно разрешение властей. В Москве аренда может стоить до полумиллиона рублей за проходное место или под сотню тысяч где-нибудь во дворах. И "отбить" эти деньги нужно успеть до боя курантов, то есть меньше чем за 2 недели. Это очень похоже на цветочный бизнес, в котором себестоимость растения даже не берется в расчет – вне зависимости от того, импортные они или местные. Цена зависит исключительно от жадности продавцов и наличия денег у покупателей, поясняет директор GreenTrees Алексей Лукоянов.

ЛУКОЯНОВ: У нас одинаково рискованно возить елки из Европы и брать из питомника в России. После того как елка была срублена, у нее два пути: либо в мусорку, либо детям на Новый год.

В условиях столь жесткой конкуренции продавцы хитрят и выкручиваются. Например, у уличных торговцев заведено, что самые свежие деревья нужно держать как можно дольше, а продавать – те, что старше. Есть ещё один трюк: уже отобранную елку, пока покупатель не смотрит, подменяют на более старую. Человек может и не понять, что к чему, особенно если она уже упакована в сетку. А дома, причем не сразу, а ближе к празднику, хвоя внезапно начинает сыпаться. Любопытно, что по закону можно поменять такую елку на более свежую. Но на практике это сложно сделать – нужно как-то доказать, что была совершена подмена, говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Максим Березин.

БЕРЕЗИН: Безусловно, елка – это товар. На правоотношения с ее продавцом распространяется закон "О защите прав потребителей". При наличии кассового чека – и даже при его отсутствии – закон позволяет потребителю предъявить претензию. А требовать можно и возврата средств, и штраф за то, что продавец не удовлетворил эти требования добровольно. И положена компенсация морального вреда.

Торговля елками, как и всякая другая, постепенно перебирается в Интернет. Туда же подтягиваются и разного рода мошенники. Хозяева хвойных онлайн-магазинов сетуют, что их теснят сайты-однодневки. Цены у них – ниже, но и качеством они не блещут – закупают второсортные деревья в гипермаркетах. В итоге, один раз попробовав такой сервис, люди все чаще предпочитают искусственные ели. Тем более что по ценам они – все ближе к натуральным. Или едут за елкой в питомник сами. Даже в Подмосковье это довольно доступная услуга – в районе 1000 рублей за дерево любого размера.