16:44, 10 января 2019

Тушинский тоннель: история строительства

Историю Тушинского тоннеля изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Тушинский тоннель начинается в районе дома по адресу Волоколамское шоссе, 80, и идет под Каналом имени Москвы. Построен тоннель в 1935 – 1937 годах, одновременно с сооружением самого канала. То была одна из великих строек коммунизма, на которой использовался в том числе и труд заключенных. Задача канала – не только соединить Москву-реку с Волгой, то есть открыть речное движение из Столичного региона в Приволжье, но и снабдить москвичей питьевой водой. Её к середине 30-х стало остро не хватать разросшейся столице.

Любопытно, но канал в этом месте идёт выше дорожной сети, между двумя дамбами. Поэтому проектировщики решили, что в этом месте удобнее строить тоннель, нежели мост.

Первоначально тоннель был четырёхполосным, по 2 в каждую сторону. Поскольку он располагался около Тушинского аэродрома, то архитектурное оформление сделали, так сказать, в авиационной стилистике: перед въездными порталами тоннеля располагались скульптуры авиаторов – покорителей воздушного пространства. Освещение осуществлялось художественными бра, расположенными в верхней части боковых стен.

6 ноября 1944 года тогда еще подмосковное Тушино соединили с Москвой трамваем, пути которого проложили как раз через Тушинский тоннель. В 1972 году тоннель впервые реконструировали. Его расширили, открыв еще один проезд, по которому пошло движение по Волоколамке из центра. Одновременно возвели пешеходный переход.

Второй этап реконструкции Тушинского тоннеля начался в 2001 году. Фактически построили еще 2 подземных проезда: трёхполосный – для движения прямо по Волоколамскому шоссе, и двухполосный – для съезда на улицу Свободы. В отличие от старых тоннелей, эти 2 – не прямые, а искривленные, чтобы сделать более пологим поворот на улицу Свободы.

При строительстве этих тоннелей канал осушали, срывали его насыпь. Соответственно, потом возводили ее вновь. Прямо над тоннелем располагается один из шлюзов Тушинского гидроузла. Это – часть Канала имени Москвы, и построена тоже в 1935 – 1937 годах. Тушинский гидроузел позволяет преодолеть на сравнительно коротком участке перепад уровней воды в 36 метров.